Продукции сероводорода в Черном море оказалось намного меньше, чем ранее предполагали
04 августа 2022 г.
Ученые Института океанологии РАН и Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН оценили количество сероводорода, которое ежегодно производится в Черном море. По прежним оценкам, продукция этого растворенного газа достигала 30-50 млн тонн в год. Новые данные показали, что цифры гораздо скромнее – 5,9 млн.
Сероводород горит на воздухе и образует с воздухом взрывоопасные смеси. Прорыв его на поверхность может привести к отравлению обитателей верхней части водной толщи моря и побережья.
«Взорвется ли Черное море, часто спрашивают у океанологов. Нет, хотя в нем на глубине более 100 метров присутствует сероводород. Большая часть сероводорода появляется на глубинах от 100 до 1000 метров. Сероводород разрушается при реакции с растворенным железом. В результате во взвеси в воде образуется пирит. Именно этот минерал после осаждения на дно свидетельствует о бескислородных условиях в водоемах прошлого Земли», - сообщил главный научный сотрудник лаборатории геохимии ИО РАН Александр Дубинин.
Свои исследования ученые проводили в ходе рейсов научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий». Осаждающие частицы в глубоководной части Черного моря они изучали с глубин от 100 до 1775 метров.
Впервые исследователи обнаружили, что сера в пирите из водной толщи имеет изотопный состав, повторяющий его в сероводороде. Однако доля сероводорода, который связывается в пирит, оказалась незначительной: всего 0,05 процента от общего количества ежегодно производимого сероводорода в Черном море.
Как пояснили химики, образование пирита и бескислородные условия в водной толще приводят к тому, что в осадках моря активно накапливаются не только сера и железо, но и уран, кобальт, молибден, таллий и серебро. Все эти данные помогут оценить интенсивность круговорота веществ в океанах и морях прошлого Земли, вызванные в том числе климатическими изменениями.
Работа выполнялась при поддержке Минобрнауки России.
Результаты исследования опубликованы в журнале Chemical Geology https://doi.org/10.1016/j.chemgeo.2022.120996.
Источник: пресс-служба Минобрнауки России