Новые данные о позднемеловых морских рептилиях Южного Урала
9 августа 2024 г.
Сотрудник Геологического института РАН Н. Г. Зверьков совместно с коллегами из Санкт-Петербурга, Орска и Саранска изучили позднемеловых морских рептилий Южного Урала. Результаты опубликованы в Paleontological Journal и Cretaceous Research.
В начале прошлого века палеонтолог Н. Н. Боголюбов описал позвонки и фрагменты других костей морских рептилий, собранные в районе Губерлинских гор на Южном Урале. Боголюбов выделил несколько новых видов плезиозавров и один вид мозазавра, однако позднее другие исследователи посчитали все эти виды сомнительными ввиду скудности типового материала. Спустя век в одном из карьеров Губерлинских гор был вскрыт костеносный слой, по-видимому, тот самый, из которого происходят находки, описанные Боголюбовым. С тех пор в течение последних 10 лет в этом районе ведутся активные работы по поиску и изучению позднемеловых морских рептилий. Сделанные за это время новые находки позволяют раскрыть некоторые тайны морских ящеров Губерлинских гор. В августовских номерах журналов Cretaceous Research и Paleontological Journal (Палеонтологический журнал) опубликованы результаты изучения мозазавров и плезиозавров Южного Урала.
Изучение новых находок мозазаврид позволило впервые установить для верхнего мела Оренбуржья присутствие представителей подсемейств Mosasaurinae, Tylosaurinae и Plioplatecarpinae, в том числе родов Mosasaurus, Prognathodon и Clidastes, известных из верхнего мела Северной Америки и Западной Европы. Значительный интерес представляет обнаружение тилозаврина Taniwhasaurus, прежде известного из Новой Зеландии, Антарктики, Южной Африки и Японии. Таким образом, кампанская фауна мозазаврид Южного Урала является промежуточной, включая североамериканско-европейские и азиатско-тихоокеанские таксоны. Однако все находки мозазавров из Ижбердинского местонахождения можно определить лишь в открытой номенклатуре, что затрудняет подробные сравнения фаун.
Кроме того, ревизия типовой серии мозазавра Liodon rhipaeus (Bogolubov, 1910) показала, что в нее помимо позвонков мозазавров были также ошибочно включены кости плезиозавра. Liodon rhipaeus является сомнительным названием (nomen dubium), а типовой материал по этому виду можно определить лишь как Tylosaurinae indet.
В отличие от мозазавров, плезиозавры на Южном Урале встречаются в виде не только отдельных костей и зубов, но и неполных скелетов. Один из таких скелетов короткошеего плезиозавра из семейства поликотилид (Polycotylidae) – самая полная находка представителя данного семейства в Европе. Этот скелет был изначально весьма поверхностно описан как новый вид – Polycotylus sopozkoi (Efimov et al., 2016), что вызывало скептицизм у специалистов по плезиозаврам. Ревизия голотипа позволила подтвердить валидность этого вида и широкое распространение рода Polycotylus в северном полушарии. Изучение костей поликотилид, описанных Боголюбовым в начале прошлого века, не позволяет уверенно говорить об их валидности, однако несомненно в материале есть представители нескольких родов этого семейства. Одна из этих форм, «Polycotylus orientalis» Bogolubov, 1911, не имеет признаков рода Polycotylus, и существенно отличается от Polycotylus sopozkoi, однако сходна с Georgiasaurus penzensis (Ochev, 1976) из сантона Пензенской области и Martinectes bonneri (Adams, 1997) из кампана Вайоминга и Южной Дакоты в США. Эти формы отличаются от Polycotylus пропорционально более длинными позвонками и, вероятно, принадлежат к еще одной эволюционной линии довольно крупных поликотилид с широким распространением в Северном полушарии.
Это лишь первые результаты изучения богатой фауны морских рептилий Южного Урала. Работа в этом направлении будет продолжена, ведь ряд интересных находок все еще ожидает описания.
Источник: Н. Г. Зверьков / ГИН РАН.
Метки: ГИН РАН, палеонтология