Кинематограф на службе у геофизики Часть 2.1 Космос. (обзор отечественных фильмов)
Фильмы, рассмотренные в интервью:
- «Космический рейс», 1935, реж. В. Журавлёв
- «Дорога к звездам», 1957, реж. П. Клушанцев
- «Планета бурь», 1962, реж. П. Клушанцев
- «Укрощение огня», 1972, реж. Д. Храбровицкий
- «Возвращение с орбиты», 1983, реж. А. Сурин
- «Битва за космос», 2005 (мини-сериал), реж. К. Спенсер и М. Эверест
- «Королёв», 2007, реж. Ю. Кара
- «Гагарин. Первый в космосе», 2013, реж. П. Пархоменко
- «Время первых», 2017, реж. Д. Киселёв
- «Салют-7», 2017, реж. К. Шипенко
Освоение и исследование космоса — одно из ключевых направлений деятельности человека в XX веке. Оно остается таковым и в наше время. В 1903 году братья Райт совершили полет на первом самолёте с бензиновым двигателем, тем самым дав начало развитию авиации — перемещению в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Однако было понятно, что на крыльях нельзя вылететь за пределы земной атмосферы в космическое пространство. Разработки в области реактивного движения и ракетной техники, которые активно и успешно велись в Германии во время Второй мировой войны, несмотря на свою деструктивную направленность, вплотную приблизили человечество к началу освоения космоса и легли в основу ракетных программ СССР и США.
Однако еще в начале XX века К.Э. Циолковский занимался теоретическими изысканиями, чтобы ответить на главный вопрос: как преодолеть земное тяготение и выйти на орбиту планеты? В том же 1903 году вышла его знаменитая публикация «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновывал применение ракет с двигателями на жидком топливе. Результаты теоретических исследований Циолковского дали мощный толчок инженерам-энтузиастам со всего мира, создававшим первые примитивные ракеты. Здесь стоит упомянуть знаменитую Группу изучения реактивного движения (ГИРД), одним из членов которой был С.П. Королёв.
Если обратиться к фильмам о космосе в порядке их появления, то с каких Вы бы хотели начать?
Я бы выделил два советских фильма. Первый известный фильм, который был снят на эту тему, — «Космический рейс» 1935 года. Это еще немое кино. Режиссер — Василий Журавлёв. Консультантом выступил сам Циолковский. Фильм снят максимально правдоподобно для своего времени, хотя сегодня может показаться очень наивным. Он сделан на высоком техническом уровне. Созданы качественные декорации, на экране передана невесомость. А это и есть тот эффект, который было очень сложно воспроизвести в прежних кинематографических условиях, в отсутствие компьютерной графики. Поэтому многие режиссеры более поздних фильмов допускали такую условность, как помещение в космический корабль специальных устройств, создающих искусственную гравитацию, то есть, герой ходил в космосе, как на Земле. Это, конечно же, проще снять. Но в фильме «Космический рейс» невесомость впервые была показана на экране.
А еще в этом фильме показано передвижение по лунной поверхности…
Да, и показано это более-менее точно. Поскольку Луна гораздо меньше и легче Земли, то и гравитация там меньше, чем у нас. В фильме перемещение по Луне изображено сходно с тем, что мы видели на записях американских астронавтов 1969 года. Они также подпрыгивали при передвижении. Фильм короткий, часовой, абсолютно художественный. Сегодня его можно охарактеризовать как научную фантастику так называемого «ближнего прицела». Нам показывают то, что состоится в недалеком будущем. Кстати, небольшая ремарка: в фильме «Космический рейс» термина «космонавт» не было. Он появился позднее, поэтому героев там называют астронавтами.
Вы хотели назвать два фильма?
Да, второй — «Дорога к звездам» Павла Клушанцева. Это хорошо известный в узких кругах фильм 1957 года. Знаменит он тем, что был выпущен как раз в год запуска первого искусственного спутника. В довольно простой и доступной для широкой публики форме нам за час рассказывают о начале развития космической деятельности. Естественно, фильм ограничен с точки зрения точности описания деталей. Процесс взлета ракеты, например, показан упрощенно, глазами художника-постановщика. И все-таки мне неизвестны другие фильмы тех лет, где были бы столь же качественно показаны движение ракеты по орбите Земли, первая орбитальная станция. Клушанцев достаточно точно изобразил невесомость и во многом опередил кинематограф своего времени.
Кажется, он также снял «Планету бурь»?
Да, на достигнутом он не остановился, и в 1962 году появилась «Планета бурь». Это один из первых советских научно-фантастических фильмов, где описываются события, уже более отдаленные. Герои высаживаются на Венеру. Поскольку люди не знали, как выглядит ее поверхность, в фильме планета изображена весьма своеобразно: похожа на Землю времен динозавров. Сейчас такое кино с точки зрения современной науки признали бы недостоверным. Но для истории отечественного кинематографа фильм является своеобразной вехой. И знаком качества можно считать то, что он был взят американцами, перемонтирован с некоторыми сюжетными изменениями выпущен как новый. Напомню, что тогда Советский Союз не принимал международные законодательные акты, которые регламентируют права на интеллектуальную собственность в отношении кинопродукции.
С ранними фильмами ситуация понятна. А что дальше? Давайте обратимся к временам, когда реальная космическая деятельность стала известна в деталях.
В 1972 году в советский прокат вышел фильм «Укрощение огня», который рассказывал о том, как развивалась космическая программа в Советском Союзе. Поскольку далеко не все можно было показать (часть информации была засекречена), фильм получился достаточно условным. Его сняли с привлечением специалистов из министерства общего машиностроения, которое отвечало за космонавтику в СССР. Съемки проходили на реальных объектах, использовался настоящий реквизит. Благодаря этому фильм дает общее представление о том, как разрабатывались двигатели и ракеты, но при этом имеет отдаленное отношение к действительности, остается умозрительным. Еще стоит обратить внимание на музыку. Композитор Андрей Петров написал замечательную увертюру к этому фильму. Её часто исполняют на концертах, посвященных творчеству композитора.
Да, это действительно первый отечественный фильм, который посвящен именно советской космической деятельности, труду многих специалистов, работавших над тем, чтобы отправить человека в космос.
После 2007 года в этой теме отечественный кинематограф сделал перерыв. Только в 2013-м появился «Гагарин. Первый в космосе» режиссера Павла Пархоменко.
Остались еще два отечественных фильма, вышедшие в прошлом году. Это «Время первых» и «Салют-7». Вы их уже видели?
Да, оба фильма основаны на реальных событиях. «Время первых» посвящено полету Алексея Леонова и Павла Беляева на космическом корабле «Восход» в 1965 году. Целью полёта был выход человека в открытый космос. Кстати, впервые выход человека в космос показан в фильме Клушанцева «Дорога к звездам», о котором мы уже говорили. Но это было задолго до реальных событий, а потому показано иначе. В данном случае, если отбросить какие-то чисто художественные особенности и дополнительную драматургию (общение космонавтов с начальством или родными), с технической точки зрения фильм правдив, поскольку жив главный участник событий — Алексей Архипович Леонов. Он, как известно, выступал главным консультантом. Более того, имеется множество документальных свидетельств того полёта. Это позволило авторам снять качественное кино. Изображение героев в космосе, внутреннее и внешнее устройство корабля, визуальные эффекты — все это показано довольно правдоподобно. Чего не скажешь о финале фильма. Имею в виду то, что делали космонавты после приземления в тайге. Скорее всего, здесь больше художественного вымысла.
А как все было на самом деле?
Никакого диссидента-радиста не было. Космонавты после посадки передали сигнал, который был получен в нескольких городах в СССР и за рубежом. Там, где они сели, вдали от населенных пунктов (приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники в Пермской области — Д.С.), действительно была тайга. Но тем не менее их достаточно быстро нашли, однако потребовалось время, чтобы спасательная группа дошла до них на лыжах. Вертолет не мог сесть вблизи места посадки. Да, внештатная ситуация, но все оставалось под контролем. Даже сейчас при подготовке космонавты проходят курс выживания в лесу.
По-моему, сценарий хороший.
Спасибо за разговор.
Беседовала Дарья Савинова