К чему приведет мазутное загрязнение Черного моря
27 февраля 2025 г.
В декабре 2024 года в Керченском проливе произошел разлив мазута. О последствиях этой катастрофы и перспективах восстановления в интервью «Научной России» рассказал член-корреспондент РАН В. И. Данилов-Данильян, председатель научно-экспертного совета Всероссийского общества охраны природы, научный руководитель Института водных проблем РАН.
От автора. Интервью было записано в середине февраля. Так как ситуация меняется, отдельные факты, упоминаемые в интервью, которые касаются очистки Черного моря и побережья, к моменту публикации могли устареть. Прогностические оценки В. И. Данилова-Данильяна остаются верными.
– Насколько серьезна проблема разлива мазута в Анапе? Потеряли ли мы наше Черноморское побережье и надолго ли?
– Думаю, что мы потеряли Черноморское побережье только частично и временно. Например, не стоит ожидать серьезных последствий разлива нефти в Крыму. Возможно, лишь три участка – под Керчью, в Севастополе и в районе Евпатории – будут загрязнены настолько, что это ограничит курортный отдых в наступающем сезоне. Остальную территорию полуострова можно будет хорошо очистить без ущерба самому берегу и пляжу и без необходимости проведения последующих восстановительных работ, которые требуются на Кубани. Что касается Анапы, оценивать состояние побережья летом 2025 года пока сложно, но при существующих темпах очистных и восстановительных работ через полтора года возможно добиться удовлетворительных результатов.
– Сегодня преимущественно вывозят мазут, выброшенный на берег. В результате штормов и приливов он в итоге весь окажется на берегу, где его можно эффективно убирать, или часть останется в море?
– Мазут с судна, севшего на мель, уже откачали и вывезли. То, что успело вытечь, частично остается в море и распространяется, частично осело на дно, частично выброшено на берег. Само судно разрезают на части и вывозят, а дамбу, которую используют в том числе как дорогу для техники, ликвидируют. И территорию более или менее приведут в порядок.
Второе судно разломилось на две части, которые отнесло достаточно далеко друг от друга. Оно перевозило примерно 4,5 тысяч т мазута, сейчас трудно понять, какое именно количество из него вытекло, а какое осталось в неповрежденных танках. Но объем вытекших нефтепродуктов можно оценить по тому, в каком виде возвращаются погружающиеся к судну водолазы: они почти полностью покрыты мазутом, а видимость под водой – 60–70 см. Это значит, что мазут будет выбрасываться на берег еще достаточно долго.
С полным материалом можно ознакомиться на сайте «Научной России».
Метки: ИВП РАН