К.г.н. Н. А. Соболев: Москве необходим природно-экологический каркас

20 февраля 2025 г.
Институт географии РАН дал рекомендации по развитию зеленого фонда Москвы.
В конце 2024 года был принят ряд решений, связанных с природными и озелененными территориями Москвы. В первую очередь, это закон «Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве», следом – постановления правительства Москвы «О разработке отраслевой схемы развития зеленого фонда Москвы» и «О преобразовании особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения в особо охраняемые зеленые территории (ООЗТ)».
25 января, 11 и 13 февраля 2025 года Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы провел серию совещаний по разработке отраслевой схемы развития зеленого фонда Москвы с Институтом Генплана Москвы и экспертами. 11-12 февраля 2025 г. в Ботаническом саду МГУ им. М. В. Ломоносова состоялась представительная научно-практическая конференция «Городские зеленые территории: вопросы управления и перспективы устойчивого развития». Во всех мероприятиях участие принял старший научный сотрудник лаборатории биогеографии Института географии РАН к.г.н. Н. А. Соболев.
«Упомянутые решения, особенно преобразование ООПТ, вызвали неоднозначную реакцию, – говорит Н. А. Соболев. – Институт географии РАН дал свои предложения по развитию зеленого фонда и, как мы надеемся, они оказались полезны. С одобрением они были встречены и на конференции в МГУ. Поскольку отраслевые схемы направлены на осуществление генерального плана Москвы, устойчивое развитие зеленого фонда должно быть обеспечено формированием предусмотренного генпланом природно-экологического – зеленого – каркаса.
Зеленый каркас – самое ценное в зеленом фонде, он обеспечивает, насколько возможно, устойчивость сильно нарушенных экосистем. С ним должны быть экологически связаны небольшие озелененные территории: сами они незначительно повышают экологические функции зеленого каркаса, но зато транслируют экосистемные функции в места проживания и трудовой деятельности населения – мы называем их экологические терминалы. Наряду с этим, в зеленую инфраструктуру города входят также различные средства доступа к экосистемным функциям. Иногда они необходимо находятся на природных территориях (например, прогулочные тропы), но в большинстве случаев надо стремиться к размещению их вне зеленого фонда, рядом с ним. Особенно это относится к различным строениям для обслуживания посетителей, парковкам и прочему.
Что касается собственно зеленого каркаса, то в Старой Москве его основу должны составить так называемые "зеленые клинья" от периферии к центру, в том числе, по Москве-реке, до Кремля. Начинаются они от Лосиного острова, Измайловского леса, Царицыно, Битцевского леса, Кузьминского леса, долины Сетуни, Москворецкого природно-исторического парка, долины Сходни, Долгих прудов и др. – по нашему мнению, получается 14 радиальных макрокоридоров. Их можно объединить зелеными территориями Бульварного кольца, восстановить озеленение Садового кольца, сформировать "Третье зеленое кольцо" для уменьшения воздействия ТТК, объединить зеленые территории вдоль МКАДа во "Внешнее зеленое кольцо".
В Новой Москве предлагается в соответствии с обоснованием генплана Москвы сохранить "Основной зеленый массив" в срединной и периферической частях Новой Москвы, соединив с ним зеленые территории Старой Москвы серией экологических коридоров. Аналогичная серия должна пересечь внутреннюю часть Новой Москвы, обеспечивая здесь целостность природного каркаса Московского региона. Кстати, два таких коридора мы наметили еще 25 лет назад при составлении схемы природно-экологического каркаса Московской области. Сейчас их должно быть больше в связи с ростом нагрузок на природу.
С позиций актуальной биогеографии в зеленом фонде Москвы следует учесть все территории, фактически покрытые растительностью или хотя бы просто незапечатанные, с дышащей почвой – независимо от их ведомственной принадлежности. Поэтому приятно, что поддержано наши предложения об учете природной ценности зеленых территорий вдоль железных дорог и некоторые другие, в том числе о создании сети ООПТ. После преобразования ООПТ города Москвы в ООЗТ последнее предложение выглядит, к сожалению, отнюдь не банально.
Сроки разработки "Отраслевой схемы развития зеленого фонда" для Старой Москвы определены предельно жестко – к маю. Тем не менее, по нашему мнению, в качестве обеспечительной меры по реализации "Отраслевой схемы" следует на уровне нормативного акта исключить изменение границ и режима преобразованных московских ООПТ по состоянию на 1 декабря 2024 года».
Источник: ИГ РАН.