И. Е. Фролов: "После глобального потрясения следует быстрое развитие"
29 мая 2020 г.
О том, что пандемия нового коронавируса - это лишь одно из многих событий в череде катастроф, и что каждое такое потрясение несет в себе потенциал для позитивного скачка в развитии человечества, рассказывает член-корреспондент РАН Иван Евгеньевич Фролов.
Иван Евгеньевич Фролов — научный руководитель Государственного научного центра Российской Федерации Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, учёный- географ, океанолог, климатолог, полярник, член-корреспондент РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009), Лауреат Премии Правительства РФ 2002 и 2019 гг. в области науки и техники, Лауреат премии РАН имени О. Ю. Шмидта (2013). Член совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга. Главный редактор журнала «Проблемы Арктики и Антарктики» (с 1992 года), член редколлегии журналов «Известия РГО», «Лёд и снег» (2010) и других научных журналов.
Как, по-вашему, изменится мир и научное сообщество после того, как человечество справится с коронавирусом?
– Мир меняется постоянно. За последние 50 лет население Земли удвоилось и достигло почти 8 млрд человек. Изменяются земные ландшафты как в результате действий человека, так и вследствие природных причин. Меняется климат планеты и региональные погодные условия, серьезные изменения происходят также и в биосфере, в том числе в результате ухудшения экологического состояния окружающей среды.
Человечество время от времени сталкивается с различными глобальными вызовами: войны, эпидемии, природные катастрофы, экономические кризисы.
История показывает, что после глобального потрясения следует экономический рост, быстрое развитие соответствующих направлений науки, создание международных институтов, договоров и соглашений, направленных на предупреждение и смягчение катастрофических последствий глобальных вызовов.
В качестве примера реагирования стран на чрезвычайные ситуации можно привести создание международной системы предупреждения о цунами под эгидой ЮНЕСКО (ООН). Административный центр этой системы был создан на Гавайях вскоре после землетрясения 1946 года на Аляске. Волна цунами за 5 часов достигла Гавайских островов и стала причиной гибели 165 человек.
В 1952 г. мощным землетрясением 8 9 баллов в 130 км от Камчатки было вызвано сильнейшее цунами. Три волны высотой до 15 – 18 м уничтожили город Северо-Курильск. Погибло более двух тысяч человек. После этого события в СССР была организована Служба предупреждения цунами. Поскольку катастрофическое цунами на тихоокеанском побережье России событие достаточно редкое, со временем из-за недостатка внимания и финансирования государством Служба не развивалась, и к 2000-м годам практически перестала существовать.
Катастрофическое цунами произошло в 2004 г после сильного землетрясения у острова Суматра. Высота волны достигала 15 метров, в результате погибло 250 тысяч человек. Воистину, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. В 2006 г. в России Росгидрометом совместно с Геофизической службой РАН, МЧС России, Минкомсвязью и органами власти субъектов федерации была создана Национальная система предупреждения о цунами, состоящая из сети датчиков и системы коммуникации. Система направлена на предупреждение населения прибрежных районов об опасности цунами, и позволяет информировать власти субъектов федерации с задержкой 15 – 20 минут после фиксации землетрясения.
Сегодня в Тихоокеанском регионе работает международная система предупреждения о цунами, в которую входят службы 25 стран, включая Россию. Аналогичная система создается и для района Индийского океана.
Волна пандемии COVID-19 накрыла весь мир. Несмотря на существование ВОЗ и национальных эпидемиологических служб, система предупреждения о возможности пандемии не сработала. Почему? Пока мы не знаем, как возник вирус и какова его природа.
Необходимо понять: возможно ли было локализовать эпидемию на ранней стадии в конкретном районе и, что помешало это сделать? Ответы на эти вопросы должны найти ученые-специалисты.
Какие опережающие меры должно принять человечество перед предстоящими эпидемиями?
– Первое: не допускать перерастания локальных эпидемий в пандемию можно только на основе объединения усилий научного сообщества, создания и развития международной системы предупреждения распространения инфекционных заболеваний под эгидой Всемирной организации здравоохранения, осуществляющей оперативное и научно-методическое взаимодействие с национальными службами мира.
Второе: развивать национальные службы здравоохранения с активным привлечением научного потенциала РАН и других ведомств.
Как вы рекомендуете относиться к происходящему?
– Выполнять ограничительные меры, беречь себя и окружающих, и верить, что медицинская наука в ближайшее время создаст действенные терапевтические методы лечения COVID-19 и разработает вакцину, повышающую иммунитет к этому заболеванию.
Публикацию подготовила Татьяна Пономаренко