Президент РАН Сергеев: "Настал момент истины для науки"
20 мая 2020 г.
14 мая Российская академия наук провела онлайн-сессию Московского академического экономического форума (МАЭФ) на тему: «Постпандемический мир и Россия: новая реальность?».
Онлайн-сессия под председательством президента РАН академика А. М. Сергеева прошла на площадке Международного мультимедийного пресс-центра «Россия сегодня». Организаторами МАЭФ выступили Российская академия наук, Вольное экономическое общество России, Международный Союз экономистов.
В работе онлайн-сессии приняли участие академики РАН Р. И. Нигматулин, А. Г. Аганбегян, А. Д. Некипелов, А. А. Дынкин, Б. Н. Порфирьев, член-корреспондент РАН Р. С. Гринберг, а также член Правления ВЭО России, заместитель председателя (главный экономист) Внешэкономбанка А. Н. Клепач.
Главными темами сессии стали такие важнейшие вопросы, как анализ текущей ситуации; разработка плана действий по оздоровлению российской экономики; выход из кризиса и восстановление занятости, доходов граждан и роста экономики согласно поручению Президента России от 28 апреля 2020 года.
В своем вступительном слове президент РАН А. М. Сергеев отметил, что около года назад в здании Президиума РАН был проведен первый Московский академический экономический форум. По его результатам было решено, что через год участники обязательно встретятся на подобном мероприятии и обсудят, что изменилось в течение года в экономической отрасли. Но так получилось, что в связи с коронавирусом пришлось, не меняя идеи, провести форум дистанционно.
«Основная задача сегодняшней сессии – внести вклад в создание общенационального плана действий по выходу из пандемии в нашей стране. Нам необходимо сформулировать предложения, которые поступят в правительство РФ для формирования общенационального плана действий по выходу из постпандемического кризиса. – подчеркнул Сергеев. – Речь идет о правильном включении экономики. Понятно, что это не просто будет та старая экономика, которая у нас была, речь идет о создании экономики другого качества.
Очень важно понять, какие отрасли экономики завтрашнего дня окажутся драйверами роста. Это важный вопрос для нашей страны.
Мы всегда сетовали на то, что в high-tech идет мало инвестиций, а сегодня стало понятно, что только такие инвестиции и смогут обеспечить выход из кризиса. Очевидно, что телекоммуникационная отрасль будет бенефициаром того, что сейчас происходит.
Если бы пандемия произошла 10-15 лет назад, непонятно, чтобы мы делали с тем низким развитием телекоммуникаций – слабым интернетом и незначительным охватом аудитории. Развитие сферы high-tech в последние два десятилетия в значительной степени определяет то, как мы смогли пережить этот период и как выйдем из кризиса.
Конечно, мы понимаем, что драйверами также должны быть фармакологическая, медицинская и биотехнологическая промышленность.
Еще один важный вопрос: как нам правильно выстраивать сотрудничество с Китаем? Сегодня я наблюдаю, как Китай очень умело использует ситуацию, активно распространяя по миру свои последние научно-технические достижения. Китай экспортирует свои тест-системы более чем в 80 стран мира. Таким образом, он утверждает свой статус мощной научно-технологический державы. Нам нужно выстроить не только взаимовыгодную торговлю. Это должно быть и правильное участие в современной науке. Насколько мы сможем быть интересными партнерами для Китая – для того, чтобы вместе продвигаться вперед?
Для науки сегодня, без преувеличения, настал момент истины. Стало очевидно, насколько организация науки в разных странах позволяет правильным образом осуществить грамотный научный ответ.
Для нас с вами здесь возникло очень много вопросов. Научный ответ возможен, прежде всего, когда есть научный задел – фундаментальная наука. Так есть ли в современной российской науке тот задел для того, чтобы быстро ответить? По прошествии нескольких месяцев станет ясно, как мы сумели среагировать. Насколько будут конкурентны наши тест-системы и вакцины.
Сколько у нас такого задела осталось? Это один из главных выводов, который надо будет сделать и предоставить в правительство РФ. Нам, действительно, нужно увеличивать роль фундаментальной науки в стране. Именно наличие задела дает возможность быстрого отклика на подобные ситуации. Если задела нет – то неоткуда брать результаты, чтобы быстро вбрасывать их в промышленность и медицину в экстремальных ситуациях.
Важным вопросом является и то, насколько в науке имеется возможность реагировать организационно.
Я неоднократно высказывал сожаление, что академические институты не имеют возможности быстрой реакции, которые была раньше. Академия наук не имеет сегодня никакого организационного ресурса, и даже те предложения, которые мы формулируем, мы не можем быстро доводить до коллективов, чтобы те брались за работу.
Ну и, конечно, очень важно сосредоточить финансовые ресурсы в науке, чтобы наука предложила быстрые и правильные решения. Как я уже сказал, сегодня – момент истины для нашей науки в целом. Насколько она эффективно организована, настолько российские ученые смогут ответить на вызов, который перед нами стоит». – подчеркнул президент РАН, открывая мероприятие.
Смотреть онлайн-сессию: ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ МИР И РОССИЯ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?