Академик РАН Николай Касимов: «География – самый верный выбор в моей жизни»
27 мая 2021 г.
Недавно отметил 75-летие известный ученый, педагог, общественный деятель и выдающийся организатор – академик РАН Николай Сергеевич Касимов. О том, какое значение имеет правильный выбор, что такое Учитель в жизни человека, о науке, молодежи и пыли в городе – наша беседа.
ВИЗИТКА
Николай Сергеевич Касимов
-
Академик РАН
-
Вице-президент (с 1995 г.), первый вице-президент (с 2014 г.), член Управляющего совета Русского географического общества.
- Председатель Учебно-методического совета по географическому и экологическому образованию Министерства образования и науки РФ (1990-2015).
- Председатель общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии (2012-2018).
- Председатель Учебно-методического совета по экологии и природопользованию учебно-методического объединения Наук о Земле (с 2015 г.).
- Член Международного географического союза.
- Член Международного общества почвоведов.
- Почетный доктор Воронежского государственного университета.
- Член Финской академии наук и словесности (Finnish Academy of Science and letters).
Николай Сергеевич – известный специалист по геохимии ландшафтов, геохимии окружающей среды, палеогеохимии, автор более 400 опубликованных работ. Руководит рядом международных и российских научных проектов (в рамках Федеральных программ, Российского фонда фундаментальных исследований, Русского географического общества, программ Минприроды, Минобрнауки и Росавиакосмоса).
В разговоре Николай Сергеевич открылся нам с другой стороны: в придачу к несомненным талантам, он – общительный и приятный собеседник, готовый обсудить самые разные, порой неожиданные темы.
ЮБИЛЕЙНЫЙ БЛИЦ-ОПРОС
Николай Сергеевич, что в жизни – главное?
Оставаться порядочным, приличным человеком. Это то, к чему надо всегда стремиться.
Кто Вы сегодня больше – ученый или педагог?
Думаю, что тут не две категории. Помимо преподавания и научной деятельности, есть организационная работа, которой мне приходится много заниматься и в университете, и в Академии наук, и в различных ведомствах. Но интересней всего заниматься научной работой. Совершенно очевидно, что преподавание всегда более консервативно, чем научная работа.
Какая научная тема наиболее интересна для Вас сегодня?
Пыль в окружающей среде. Из чего состоит пыль на наноуровне? Как распределяется? Как влияет на экологию окружающей среды? На здоровье человека? Это чрезвычайно интересные и важные вопросы. И главный объект в этом исследовании – Москва.
Вы участвуете в полевых экспедициях?
Будучи деканом, не очень-то разъездишься, но все равно, я старался не упускать возможности. Продолжаются выезды, связанные с изучением Байкала, Монголии. Сейчас собираюсь в нефтегазовые регионы Западной Сибири. Кроме того, как научному руководителю мне приходится курировать и бывать во множестве экспедиций и в другие регионы: Крым, дельта Волги.
Были ли Вы непосредственно в Арктике – там, где льды и белые медведи?
Был близко к Арктике – на Кольском полуострове, в Салехарде, в устье Оби. Но зато я был инициатором создания Русским географическим обществом «Национального атласа Арктики», который был издан в 2017 году.
Вы не играете на гитаре, потому что Вы не геолог?
Вот уж позвольте в этом не согласиться! Мы, географы, в этом отношении от геологов ничем не отличаемся. Играть на гитаре, петь песни, ходить в походы – словом, в полевой романтике у нас нет различий. Я не играю на гитаре, но с вдохновением пою.
Что Вы делали во время пандемии?
Мы исследовали влияние пандемии на состояние экологии города на примере Москвы. А затем изучали, как менялась экология, когда деятельность города восстанавливалась. Для ученого любая ситуация – это эксперимент.
Как Вы относитесь к цифровизации, привнесенной в жизнь пандемией?
Пандемия только ускорила этот неизбежный процесс. Положительные моменты цифровизации: стало больше способов общения, дистанционному общению научились люди, которые и не думали об этом раньше. Отрицательные – возможности расширились, а качество упало. Личное общение людей нельзя загонять в телевизор.
Как Вы относитесь к дистанционному образованию?
Качественное преподавание должно происходить «глаза в глаза». К счастью, в России никто не отменял очное образование – с разумным использованием всех тех новых технологий, которым нас ускоренно обучила пандемия.
Какие у Вас планы?
Много работать – у меня много проектов, связанных с разными направлениями деятельности. Но, в основном, это исследования, которые потом выливаются в образование. Для университетского профессора лучше вести исследования - это повышает качество образования.
Вы позитивный человек?
Совершенно точно, я – позитивный человек.
О СЕБЕ - СВОИМИ СЛОВАМИ
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
«Мне всегда нравилась география. Помню совершенно точно: в 6 лет я лежал в больнице со скарлатиной. В ответ на вопрос мамы: «Что принести?» я попросил географический атлас. Уже тогда мне это было интересно.
Шли годы, я не совсем понимал, в чем мое призвание, но по географии, хоть учитель была строгая и требовательная, у меня всегда были «пятерки».
Мои родители не имели отношения к географии – они закончили подмосковный лесотехнический институт, жили на окраине города Королев. Папа занимался вопросами лесного хозяйства, мама – лесной промышленности. Но мой интерес к науке подогревал тот факт, что мой дядя – профессор Московского университета.
Когда пришло время думать о поступлении, я выбрал географический факультет и до сих пор считаю этот выбор одним из самых правильных в своей жизни. Хотя была ситуация, которая могла «сбить» меня с пути. В 1963 году при лесотехническом институте Королева открылся факультет электронных счетных машин (ФЭСТ) – перспективное направление, самое интересное из всего, что тогда было. Это был пропуск в знаменитое в то время на весь мир Королевское конструкторское бюро. Выпускников местных школ, у которых все было хорошо с математикой, приглашали в ФЭСТ на обучение. Учитель по математике привел туда и меня. Они: «Давай к нам на ФЭСТ». Я: «Нет, не пойду». «А куда ты пойдешь?», «Пойду на географический факультет». Они посмотрели на меня, как на очень странного мальчика. С тех пор прошло много лет, но о своем выборе кафедры «Физической географии СССР» я ни разу не пожалел.
ОБ УЧИТЕЛЯХ
Мне в жизни очень повезло с учителями. Вся моя жизнь связана с двумя выдающимися учеными – порядочными, хорошими людьми.
На третьем курсе, в 1966 году, я послушал лекцию выдающегося геохимика, профессора нашей кафедры Александра Ильича Перельмана. С того момента моя любовь к географии трансформировалась в горячий интерес к геохимии ландшафта (окружающей среды) – Перельман был один из основателей этой науки. Для изучения этой темы я отправился в свою первую экспедицию – в Казахстан. Мои кандидатская и докторская диссертации были основаны на исследованиях в Казахстане.
Александр Ильич Перельман работал в Академии наук и читал лекции у нас на факультете, руководил нашей небольшой экспедицией. Был систематичным и целенаправленным. Руководствовался правилом: «Надо смотреть широко, а работать глубоко и локально». После его смерти в 1998 году ничего не надо было издавать, как это принято у ученых – он все написал и издал.
К Александру Ильичу – остроумному, образованному человеку, знатоку поэзии и литературы – всегда тянулись студенты. Мы часто бывали вместе в экспедициях, стали друзьями. Так вышло, что я оказался основным его учеником. Почему? Думаю, потому что так же, как он, увлеченно и много работал.
У Александра Ильича было учебное пособие-монография, которую он издавал много раз – «Геохимия ландшафта». 20 лет назад мы расширили ее до толстой книги – я внес свой определенный вклад. Конечно, научное направление развивается, но, тем не менее, наш совместный труд стал обобщением, необходимым на каждом этапе развития науки. Пора готовить следующий, если можно так сказать, абрис нашей науки.
Сегодня в московском университете курс по науке, основанной Перельманом – геохимии ландшафта – читаю я, с гордостью продолжая дело своего учителя.
Второй мой выдающийся учитель – почвовед, завкафедрой геохимии ландшафта Мария Альфредовна Глазовская. Она прожила очень долгую жизнь – умерла на 105-ом году жизни в 2016 году.
Так вышло, что мы все до сих пор находимся под ее научным и человеческим обаянием. Трудно удержаться, чтобы не сказать – мы ее обожали.
Она была оппонентом на моей защите. После окончания вуза я не знал, куда пойду работать, разные были линии. И тут мне передают, что Мария Альфредовна меня ищет и просит зайти к ней в башню МГУ. Она сказала, что может взять меня на работу младшим научным сотрудником за… и тут она немного замялась (в то время не принято было делать упор на достоинства, скромность украшала советского человека) – и объяснила: «У меня ушел один человек, освободился дубовый стол в хорошем месте». Мы потом с ней часто смеялись над этой формулировкой. С 1972 года я работал на кафедре геохимии ландшафта за тем самым дубовым столом. Со временем стал заместителем завкафедрой по научной работе. Когда Мария Альфредовна ушла с заведования, я возглавил кафедру.
О НОВОМ ПОКОЛЕНИИ
Почти все 5-6 человек, кто у меня защищал диссертации (докторских нет – никак не заставлю это сделать двух человек) – они оставались на кафедре, и сейчас все довольно успешно работают. Считаю их продолжателями своего дела.
Сегодня задача учителя, руководителя – думать о том, как обеспечить молодежь работой.
В советское время вся система была выстроена по-другому. И карьера, и финансовый рост – все было более понятно. Сейчас эта система нарушена. При существующих зарплатах научных сотрудников и преподавателей они должны искать проекты, средства, которые позволят нормально жить.
Может быть, в этом есть положительный момент: идет дифференциация людей и по способностям, и по месту приложения своей специализации. На удивление – иногда думаешь, как интересно жизнь складывается – люди становятся такими разными.
О ДОСТИЖЕНИЯХ И ПОСТУПКАХ
Есть же такие вечные вещи, которые просто очевидны, да? Важно – прожить хорошую жизнь. Быть порядочным человеком. Иметь хорошую семью. «Родить сына, посадить дерево, построить дом». Я не сына родил, дочь – чему очень рад. Все эти понятия всегда были и будут самыми важными в жизни любого человека.
Что касается моих профессиональных достижений – вся моя жизнь и все дела были связаны с университетом, с географией (как наукой и образовательной сферой). Мне довелось руководить высшим географическим образованием.
Я горжусь, что почти 30 лет назад сыграл важную роль в создании экологического образования в университете. В результате удалось создать систему, которая сегодня реализуется почти в 150 университетах России. За что получил первую из своих четырех Премий Правительства РФ.Вторая – за экологические атласы России. Третья премия – за туризм. Четвертая – за экспертизу школьных учебников, которая проводилась под эгидой РАН.
Трудно давать себе высокие оценки, но коллеги утверждают, что я внес большой вклад в развитие географического факультета. За эти годы он достаточно хорошо развился и занимает более важное место и в науке, и в образовании, чем в предшествующие годы.
Я горжусь, что создал международный научный журнал «Geography. Environment. Sustainability» – один из немногих, а, может быть, и лучший сейчас в стране географический журнал на английском языке. Ему уже 12 лет, и он хорошо развивается. Это дает нашей науке возможность более уверенно выступать в международном научном сообществе. Я считаю это важным, потому что раньше такого журнала не было.
В 2016 году, после 25 лет работы, я сам выразил желание покинуть пост декана факультета Московского университета. До меня никто не принимал такого решения по собственной инициативе. Я перешел на почетную должность президента факультета, и продолжаю (вот уже 35 лет) заведовать кафедрой, которую оставила на меня Мария Альфредовна Глазовская.
У меня появилась возможность заниматься не административными, а научными вопросами. И вопросами, которые я считаю полезными для факультета и для себя. Это совсем другая жизнь. Лучше – честно говорю – лучше.
В последнее время много времени и усилий занимает работа в Русском географическом обществе, где я являюсь первым вице-президентом, председателем Учёного и Экспертного советов, председателем Московского городского отделения РГО. Русское географическое общество имеет более государственный вид, чем прежде. Уровень ответственности очень высокий. У нас с первым вице-президентом РГО, председателем Совета регионов РГО Артуром Николаевичем Чилингаровым большая нагрузка. Существует большая исполнительная дирекция, которая занимается организационными вопросами. Но, все-равно, довольно много работы. Я отвечаю за научную, международную деятельность, за связь с федеральными органами власти, вопросы молодежи, экспертную деятельность.
Жизнь заставляет заниматься разноплановыми вещами. Это держит в постоянном тонусе и любопытстве: интересно ведь, что происходит?».
Беседовала Татьяна Пономаренко