На дискуссии «Наука в движении: живые транспортные системы» обсудили роль науки в развитии транспортной отрасли
23 ноября 2023 г.
16 ноября 2023 года состоялась пленарная дискуссия «Наука в движении: живые транспортные системы». Мероприятие прошло в рамках заключительного дня работы XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» в Гостином дворе.
В дискуссии приняли участие заместитель министра транспорта Д. В. Баканов, заместитель министра науки и высшего образования Д. С. Секиринский, вице-президент РАН академик РАН С. М. Алдошин, председатель совета директоров холдинга «Синара – транспортные машины» (СТМ), президент Российской академии транспорта, член Научного совета РАН «Окружающая среда и транспорт» А. С. Мишарин, ректор Российского университета транспорта А. А. Климов, вице-президент НИЦ «Курчатовский институт» О. С. Нарайкин и проректор Пекинского транспортного университета Цзин Тао.
Модератором пленарной дискуссии выступил С. А. Малоземов, автор и ведущий телевизионных программ на НТВ, создатель цикла научно-популярных фильмов, видеоблогер.
Открывая пленарную дискуссию Д. В. Баканов подчеркнул, что цифровизация направлена на то, чтобы снимать транзакционные издержки, упрощать взаимодействие между всеми госорганами, включая контрольные.
«Летом этого года мы запустили на трассе М-11 «Нева» беспилотные грузовики, которые позволяют обеспечить грузовую логистику. Основная цель – добиться качественного изменения сферы перевозок. Это позволяет удешевить перевозку, ускорить ее. Основная задача, которую поставило Правительство РФ – не только отработать технологию, а построить бизнес-модель, при которой беспилотная перевозка становится дешевле», – сказал он.
Шла речь и о других видах беспилотников. «Очевидно, что в ближайшем будущем будет немыслима логистика в труднодоступные районы страны без авиационных беспилотников, – сообщил заместитель Министра транспорта. – С этого года два парома – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – курсируют между портом Усть-Луга и Калининградом. И уже перевезли более 600 тыс. тонн грузов для внутреннего потребления».
Всего этого невозможно было бы достичь без должной подготовки кадров. Сегодня уже 16% всех студентов страны учатся по транспортным специальностям. Профильное образование дают уже 19 транспортных вузов.
В свою очередь Д. С. Секиринский напомнил, что в 2016 году Президентом России была утверждена Стратегия научно-технологического развития, где одним из семи приоритетов, определенных на перспективу ближайших 10–15 лет, является обеспечение связности территории за счет развития интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем.
«Особый акцент в государственной политике мы сегодня делаем на взаимодействие науки и предпринимательского сектора, – заявил он. – У нас сформирован научный центр мирового уровня "Сверхзвук", который направлен на вопросы по формированию научно-технического задела в части сверхзвуковой авиации».
С. М. Алдошин сообщил о перспективах развития транспорта в России.
«Транспортный комплекс нашей страны имеет сложную организационно-техническую структуру и подтвержден влиянию различных факторов (это и природные, и климатические, и техногенные). Развитие такого сложного организма требует использования всех направлений науки. Это и математика, и математическое моделирование, и физическое моделирование, и информатика, и робототехника, и телемеханика. Поэтому дальнейшее развитие транспортной системы немыслимо без использования самых современных технологий».
Среди наиболее важных для развития транспорта в России направлений академик упомянул реализацию цифровых платформенных решений, применение искусственного интеллекта, создание новых источников и накопителей энергии.
А. А. Климов рассказал о программе «Приоритет 2030». В 2021 году Российский университет транспорта вошел в список вузов-победителей, отобранных в данную программу.
«Все наши стратегические проекты – по актуальным темам транспортной стратегии. Это развитие интеллектуальных транспортных систем, транспортные системы агломераций, беспилотное судовождение, электронная навигация, искусственный интеллект и вопросы, связанные с декарбонизацией. По всем направлениям университет активно работает, взаимодействуя с промышленными партнерами и транспортными компаниями», – отметил ректор.
Кроме того, он обратил внимание, что университет стремится привлекать молодежь к научным проектам уже с первого дня обучения в вузе. Команды студентов вовлекаются в конкретную работу по реальным проектам, которые курируют транспортные компании.
В ходе пленарной дискуссии представители Правительства России и лидеры научного сообщества обсудили, как с учетом возможностей со стороны государства сделать науку драйвером развития транспортной отрасли, подчеркнуть ее авторитет и роль в достижении импортонезависимости.
Источник: НС РАН «Окружающая среда и транспорт».