В эпицентре бури. Интервью со старшим научным сотрудником ГЦ РАН.
Интервью с к.ф.-м.н. Романом Игоревичем Краснопёровым, старшим научным сотрудником лаборатории геоинформатики и геомагнитных исследований Геофизического центра РАН. Интервьюер: C. Нехорошев.
Вестник отделения наук о Земле РАН взял интервью у сотрудника геофизического центра РАН — Романа Игоревича Красноперова в связи с произошедшей 6 сентября вспышкой на солнце и последовавшей в ночь с 7 на 8 сентября магнитной бурей.
С.Н.: Роман Игоревич, что зафиксировали показатели приборов? Каков масштаб явления?
Р.К.: 6 сентября 2017 г. была зарегистрирована солнечная вспышка самой высокой балльности — X, интенсивность рентгеновского излучения в пике составила 9,3×10-4 Вт/м2. Самой вспышке предшествовало слияние отдельных солнечных пятен. Результатом стало высвобождение большого количества энергии с последующим корональным выбросом массы. Это достаточно мощное событие, аналогичное было зарегистрировано 12 лет назад. Следствием вспышки стала сильная магнитная буря, зафиксированная международными геофизическими службами в ночь с 7 на 8 сентября. По шкале NOAA буря получила статус "сильный" (4 балла из 5 возможных), а планетарный Kp-индекс составил 8 единиц. Важно сказать, что в течение всей недели приборы фиксировали повышенную вспышечную и буревую активность.
С.Н.: Является ли это явление уникальным, чем-то из ряда вон выходящим?
Р.К.: В целом, солнечная активность — явление обыденное. Сейчас идёт 24-й 11-летний цикл солнечной активности, начавшийся в январе 2009 года. Это самая мощная вспышка этого цикла, хотя до этого пик солнечной активности приходился на 2013 и 2014 гг. То, что мы зафиксировали вспышку и магнитную бурю на этой неделе — действительно необычно для периода уменьшающейся солнечной активности (спокойствия).
С.Н.: Может ли повлиять подобная солнечная активность на работу объектов инфраструктуры, жизнедеятельность людей?
Р.К.: Самыми заметными последствия будут для высокоширотных регионов. Там возможны перебои в сетях электроснабжения, радиосвязи и других элементах инженерной инфраструктуры. Также возможны перебои в функционировании космических аппаратов. Ярким свидетельством станут интенсивные полярные сияния, доступные для наблюдения в северных широтах, и в некоторых районах средних широт.
Геомагнитная обстановка остается неспокойной, ученые продолжают принимать информацию в режиме реального времени и следят за развитием событий.
С. Нехорошев