Промежуточные итоги реформы РАН: взгляд В. Е. Фортова
Реформа Российской академии наук, начавшаяся в 2013 году, по-прежнему имеет как своих сторонников, так и противников. Многие непосредственно связанные с ней люди отмечают, что реформа была, безусловно, нужна Академии, но цена, которую ей пришлось заплатить, все-таки слишком высока. Регулярные круглые столы с привлечением академиков РАН и частые интервью глав Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и РАН говорят о том, что споры не утихают и по сей день, и нужно еще много времени, чтобы все участники реформы привыкли к новой системе взаимодействия. В конце уже ушедшего года с подведением промежуточных итогов реформы выступил президент Российской академии наук Владимир Евгеньевич Фортов.
В целом за два прошедших года произошло немало изменений: все имущество РАН было передано в управление ФАНО, оказались объединены три академии и был принят новый устав. За 2015 год ФАНО выявило тысячи нарушений в подведомственных ему организациях, а сумма неэффективного использования средств бюджетных ассигнований составила, согласно оценкам агентства, сотни миллионов рублей.
Вместе с тем, на протяжении всего периода преобразований многие академики отмечали ряд проблемных моментов, которые не должны оставаться без внимания. Прежде всего, речь идет об изменении в финансировании институтов и их реструктуризации. Несомненным достижением комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям стало сохранение финансирования Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук на уровне 2015 года с поправками на прогнозируемые темпы инфляции.
Однако, одной из самых острых проблем на сегодняшний день является увеличение и усложнение бюрократических процедур. Формальные требования, необходимость заполнения множества бумаг и долгие попытки согласовать свою деятельность с двумя организациями могут стать серьезным препятствием на пути к проведению исследований для многих ученых. Именно к этому привлек внимание президент РАН Владимир Евгеньевич Фортов в своем декабрьском выступлении.
По мнению В. Е. Фортова, произошло отклонение от изначальной цели реформы — избавить ученых от ненужных административных задач, чтобы позволить им заниматься исключительно наукой. Вместо этого наблюдается заметный рост бюрократии и усложнение связанных с ней процедур. "Не для бюрократов, не для бумажных инструкций мы работаем. Мы работаем для человека. Вот если мы это сделаем, то цель реформы будет достигнута, наша наука станет более конкурентоспособной", — отметил в своем выступлении Владимир Евгеньевич Фортов.
Каких-либо серьезных сдвигов в лучшую сторону, на взгляд Фортова, не произошло. "Самая радикальная и самая опасная реформа из всех, которые переживала Академия", — так президент РАН охарактеризовал текущую реформу. Отсутствие четкого определения сфер ответственности и компетентности участников преобразований привело к тому, что сама реформа нестабильна и подвержена деформированию.
Если на бумаге нововведения должны были предоставить Академии больше времени для научной деятельности, в то время как за ФАНО закреплялось управление имуществом и финансами, то на практике по-прежнему остается множество лакун в распределении обязанностей и возможностей каждой организации. По мнению В. Е. Фортова, главная задача на 2016 год — поиск баланса между РАН и ФАНО, поскольку текущая ситуация может серьезно притормозить развитие науки из-за формальных процедур прояснения и согласования деятельности между двумя организациями.
А. Павленко (по материалам открытых источников)Сопутствующие линки: