Сотрудник ИФЗ РАН рассказал о землетрясениях
16 января 2024 г.
О природе землетрясений «Московской газете» рассказал главный научный сотрудник лаборатории физики колебаний пробных масс Института физики Земли РАН д.ф.-м.н. А. А. Любушин.
«Землетрясения происходят из-за того, что существует поток энергии из земных недр, проявляющийся в подъеме вещества мантии из глубин к поверхности Земли. Этот подъем существует в двух видах. Первый, самый мощный – это конвективные ячейки, своего рода круговое движение вещества мантии сначала вверх, потом параллельно поверхности Земли, а потом вглубь. Подъем мантии к поверхности Земли происходит в так называемых срединно-океанических хребтах. Застывая на поверхности в глубине океана, вещество мантии превращается в тонкую океаническую кору. Эта кора увлекается расходящимися потоками мантии от срединно-океанических хребтов к континентам. В процессе этого движения кора остывает и утолщается. Потом она сталкивается с толстой континентальной корой и начинается субдукция – погружение океанической коры вглубь Земли. Это столкновение и погружение является причиной самых сильных землетрясений. Океаническая кора цепляется своими шероховатостями за континентальную кору, в результате чего начинает накапливаться напряжение. Когда это напряжение превосходит порог прочности горных пород, происходит их разрушение, срыв, что и выражается в сильном землетрясении».
Например, по границам Тихого океана находится цепь зон субдукции, которая так и называется – Тихоокеанское огненное кольцо, пояснил учёный.
«В этом кольце происходит 80% всех сильнейших землетрясений мира. Вещество океанической коры, погружаясь назад в глубь мантии, плавится, продукты этого плавления поднимаются вверх и формируют многочисленные вулканы, по типу тех, которых особенно много на Камчатке, Курильских островах, в Японии», – отметил Алексей Любушин.
Второй тип подъема вещества мантии вверх – это так называемые мантийные плюмы, своего рода струи горячего вещества мантии, которые поднимаются вертикально вверх и также могут быть причиной землетрясений и вулканических проявлений, например, остров Святой Елены или остров Кергелен являются зонами выхода мантийных плюмов, рассказал учёный.
Однако, по словам Алексея Любушина, это упрощённая схема того, как возникают землетрясения.
«Есть еще много нюансов, изложение которых требует более глубокого погружения в геофизику. Например, очень сильные внутриплитовые землетрясения, причину которых невозможно объяснить наличием зон субдукции. Если причина сильнейших субдукционных землетрясений достаточно проста, то причин внутриплитовой сейсмичности в общем-то много: это и наличие древних разломов внутри плиты, вызывающих слабость земной коры, и процессы эрозии, и т. д. В России зоной таких редких и сильных внутриплитовых землетрясений является Алтай. Самое известное внутриплитовое землетрясение – это землетрясение Нью-Мадрид на территории США в 1812 году с магнитудой 8,2. Причина этого землетрясения так до конца и неясна. Одной из гипотез является погружение в мантию крупного осколка древней "умершей" тектонической плиты от столь же умершей древней зоны субдукции, которая когда-то там была. Что интересно, после 1812 года в этом регионе не было сильных землетрясений, а с тех пор там построили много больших городов без соблюдения норм сейсмостойкого строительства. Поэтому если такое событие повторится, то число жертв будет очень значительным».
Гипотеза о влиянии солнечной активности на появление землетрясений – далеко не самая смелая в ряду других гипотез, заметил главный научный сотрудник лаборатории физики колебаний пробных масс Института физики Земли РАН:
«Относительно "ночного" предпочтения времени возникновения землетрясений – это именно миф. Что касается влияния активности Солнца, то тут много различных гипотез, кое-какие из которых имеют под собой физическое обоснование. Но уверенного вывода относительно этого влияния пока сделать невозможно. Что касается мифов, то их очень много. Например, были исследования того, как частота употребления определенных слов в поисковых запросах в интернете предшествует возникновению сильных землетрясений. То есть глобальное человеческое сообщество рассматривалось как своего рода "распределенный датчик", которое возможно как-то ощущает приближение сейсмических катастроф. Идея интересная, но так и не подтвержденная статистикой поисковых запросов в интернете».
Источник: «Московская газета».
Метки: ИФЗ РАН, землетрясение