105-летие ААНИИ

5 марта 2025 г.
4 марта 2025 года исполнилось 105 лет со дня основания Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
За годы работы специалистами ААНИИ организовано более 1200 экспедиций, проведено несколько тысяч научных исследований, подготовлены сотни научных статей. Ученые ААНИИ собирают обширный массив научных данных о природной среде полярных регионов, которые используются десятками научных институтов и организаций.
«Наука неизменно является главным приоритетом Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Ежедневно наши полярники и ученые получают обширный массив данных о природной среде полярных регионов, которые используются десятками институтов и организаций не только в России, но и в Европе, США и других странах. Но наряду с наукой, наши усилия всегда были направлены увеличение и улучшение благосостояния страны. Мы создали первую общую геологическую карту Арктики, на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" первыми прошли трассу Северного морского пути за одну навигацию, что стало началом ее превращения в постоянно действующую магистраль. Был изучен рельеф дна Арктического бассейна, открыты подводные хребты Ломоносова и Гаккеля. В наши дни эти открытия позволили получить правильные представления о границах шельфа и сформировали основу для увеличения территории нашего государства и его запасов. Сегодня, как и много лет назад, мы остаемся в авангарде мировых полярных исследований и каждый день подтверждаем лидирующие позиции нашей страны в высоких широтах», – сказал директор ААНИИ профессор РАН А. С. Макаров.
Институт образован в годы Гражданской войны. Его главной задачей было обеспечение ресурсами Севера голодающих районов центра страны. Для этого были организованы экспедиции на Кольский полуостров, в Печорский бассейн и другие в регионы, разведывались запасы полезных ископаемых, морского зверя, морской рыбы. В последующие годы экспедиций становилось всё больше, районами исследований был охвачен весь Русский Север и архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа. Это также позволило решить важную политическую задачу – закрепить эти территории за собой.
В 1930 году институт стал Всесоюзным арктическим, а с 1932-го стал важным звеном составе Главного управлении Северного морского пути. Институт также продолжает заниматься изучением всей Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Его геологи составляют геологические карты отдельных районов Заполярья, открывают месторождения. Первая общая геологическая карта Арктики создана именно геологами института в 1937 году.
Уже в 1930-е годы главная задача института – научное гидрометеорологическое обеспечение трассы Северного морского пути. В 1932 году экспедиция института на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошла трассу Севморпути за одну навигацию. Это стало началом ее превращения в постоянно действующую магистраль.
Ученые выполняли все необходимые для этого исследования – составляли прогнозы разной заблаговременности, патрулировали кромку льдов, изучали состояние течений арктических морей, работали в штабах морских операций. Это направление стало ведущим в деятельности института.
Для выполнения этих работ была создана собственная инструментальная и приборная база. Была организована и затем развивалась ледовая авиаразведка, когда за ледовой обстановкой наблюдали опытные разведчики с борта самолетов. Это было важным средством, позволявшим решить практическую задачу по проводкам караванов судов с грузами.
В годы Великой Отечественной войны институт в условиях блокады в Ленинграде и в эвакуации в Красноярске внес большой вклад в гидрометеорологическое обеспечение действий Военно-Морского флота и авиации в Арктике, плаваний судов по СМП. Составлялись пособия для мореплавателей и ледовых авиаразведчиков. Готовились ледовые ежегодники и обзоры арктических морей. В Арктику отправлялись ледовые патрули, для того чтобы по трассе продолжалось движение советских судов и караванов с помощью, полученной от союзников по ленд-лизу.
В послевоенное время значимость этих работ возросла. Сотрудники института в течении многих десятилетий ежегодно участвовали в работе штабов морских операций. Очень важную роль для изучения ледового режима и оперативного обеспечения мореплавания играли авиационная ледовая разведка и гидрологи-разведчики института.
Крупнейшей научной программой института стали высокоширотные воздушные экспедиции «Север» и дрейфующие научно-исследовательские станции «Северный полюс», которые институт организовывал с 1948 до начала 1990-х годов. В результате их работы получен огромной объем важнейшей для науки и практики информации о метеорологических, гидрологических и ледовых условиях Северного Ледовитого океана. Полностью изменено существовавшие ранее представления о рельефе дна Арктического бассейна, открыты подводные хребты Ломоносова и Гаккеля.
В 1955 году для модельных испытаний ледовых качеств судов в институте создан первый в мире ледовый опытовый бассейн, послуживший прототипом для всех современных отечественных и зарубежных ледовых бассейнов.
В том же году к берегам Антарктиды отправилась 1-я Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Ее возглавил сотрудник института Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов. В 1958 году вся работа по организации и координации исследований на шестом континенте и в Южном океане была возложена на институт. В связи с расширением деятельности он стал именоваться Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ). Работа ученых в Антарктике была направлена на развитие научных знаний о полярных районах, понимания процессов, происходящих на планете, для обеспечения политического равновесия, закрепленного в 1959 году подписанием Договора об Антарктике.
В 1967 году за успешное гидрометеорологическое обеспечение Северного морского пути и народного хозяйства в районах Крайнего Севера и достижения в изучении Арктики и Антарктики институт был удостоен высшей награды государства – ордена Ленина.
В 1970–1980-х годах институт, имевший научные кадры и мощный научный флот (до семи научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов), антарктические станции и полевые базы в Арктике, организовывал и участвовал в крупномасштабных научных международных и национальных программах по изучению полярных областях, работал на неарктических замерзающих морях и даже в тропических водах Мирового океана.
Сотрудники института играли ведущую роль в гидрометеорологическом обеспечении и непосредственно участвовали в знаковых для арктического мореплавания событиях: походах к Северному полюсу атомного ледокола «Арктика» в 1977 году и атомного ледокола «Сибирь» в 1987 году.
В непростые для страны 1990-е институт смог сохранить основу своих научных кадров и научных школ, экспедиционного флота. В 1994 году ААНИИ был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.
С 2004 по 2013 годы институтом вновь организовывались исследования в Северном Ледовитом океане на дрейфующих станциях «Северный полюс», а с 2022 года эти работы продолжены на принципиально ином технологическом уровне – с базированием на специально построенном научно-экспедиционном судне – ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс».
В 2005 году научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» достигло в самостоятельном плавании точки Северного полюса, став первым транспортным судном, достигшим вершины планеты без ледокольной проводки. С него в 2007 году работали глубоководные батискафы «Мир-1» и «Мир-2», опустившиеся на дно океана в точке полюса. На НЭС «Академик Федоров» проведены несколько экспедиций по уточнению границ континентального шельфа Российской Федерации.
Важнейшим событием в истории российских антарктических исследований в XXI века стало завершение в 2012 году многолетних работ по сверхглубокому бурению скважины на внутриконтинентальной станции «Восток» в Антарктиде и проникновение в одноименное подледниковое озеро.
В 2024 году состоялись знаковые для института события: завершила работы дрейфующая станция «Северный полюс – 41» и начала действовать «Северный полюс – 42», заложено научно-экспедиционное судно «Иван Фролов», введен в эксплуатацию новый зимовочный комплекс на станции «Восток», организован центр мониторинга состояния многолетней мерзлоты.
Сегодня численность сотрудников ААНИИ превышает 1000 человек. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах: от полевых исследований и обработки данных до составления карт и прогнозов. Научные подразделения ААНИИ занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове.
Флот ААНИИ включает три научно-экспедиционных судна: «Академик Фёдоров», «Академик Трёшников» и «Северный полюс». Через несколько лет в его состав войдет НЭС «Иван Фролов», которое станет новым российским флагманом для научных исследований в Арктике и Антарктике.
В Арктике ученые выполняют исследования на трех научных обсерваториях: научно-исследовательском стационаре «Ледовая база Мыс Баранова», гидрометеорологической обсерватории Тикси и в Российском научном центре на архипелаге Шпицберген. В Арктике в настоящий момент работает дрейфующая станция «Северный полюс – 42», научная программа включает более 50 различных научных исследований. В Антарктике научные задачи реализуются на 10 станциях, пять из которых – круглогодичные. В настоящее время на Южном континенте планируется новый проект. В ближайшие годы сезонная станция «Русская» должна стать круглогодичной.
ААНИИ разворачивает Государственную системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты, охватывающую все области залегания мерзлых пород на территории России. В ближайшее время ожидается запуск еще одного важного проекта с государственным контролем – это программа государственного экологического мониторинга акватории Северного морского пути. Активизация навигации в Арктике должна находиться под надзором, так как этот хрупкий регион сильно подвержен внешним агрессивным влияниям. Концепция проекта уже разработана, и ученые ААНИИ готовы приступить к ее реализации. Для этого у института есть флот, научные базы, аэродром на Северной Земле и профессиональная команда ученых.
Источник: ААНИИ.