Геоинформационный анализ климатических изменений в Арктике послужит развитию железных дорог

3 марта 2025 г.
В Russian Journal of Earth Sciences опубликована статья «Геоинформационный анализ региональных климатических изменений в центральной и западной частях Российской Арктики для развития железных дорог».
Авторами выступили д.ф.-м.н. А. Г. Костяной1,2,3, академик РАН А. Д. Гвишиани1,4, член-корреспондент РАН И. Н. Розенберг5, к.ф.-м.н. Р. И. Краснопёров1, С. А. Гвоздик1,6, д.ф.-м.н. С. А. Лебедев1, к.т.н. И. М. Никитина1, И. А. Дубчак5 , О. О. Шевалдышева1, В. Н. Сергеев1 и Г. А. Гвоздик1 (1Геофизический центр РАН, 2Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, 3Московский университет им. С. Ю. Витте, 4Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН, 5Российский университет транспорта,
6Факультет наук о Земле и окружающей среде, Миланский университет Бикокка).
Арктическая зона Российской Федерации характеризуется бурным ростом горнодобывающей промышленности, направленной на добычу нефти, газа, угля, руд, в том числе редкоземельных металлов. Железные дороги играют важную роль в транспортировке этих ресурсов в различные регионы России для переработки и экспорта. Часть грузов доставляется через арктические порты, подключенные к железнодорожной сети. Быстрое изменение климата, в том числе региональное потепление, является одним из факторов, ставящих под угрозу функционирование транспортной инфраструктуры Арктики. Системный анализ климатических процессов и оценка потенциальных опасностей, которые они могут вызвать, требуют адекватной геоинформационной поддержки.
В статье представлены результаты анализа пространственно-временной изменчивости различных гидрометеорологических параметров для отдельных железнодорожных магистралей в Арктическом регионе. Для этого был разработан новый геоинформационный метод, основанный на диаграммах Хофмюллера. Этот инструмент полезен для представления динамики климата вдоль указанных железнодорожных магистралей за несколько десятилетий. Он позволяет определить участки железных дорог, подверженные влиянию аномальных климатических условий в переменном временном масштабе. Представленные диаграммы Хофмюллера оказались эффективным инструментом для представления региональных изменений климата. Они могут быть весьма полезны при обслуживании, планировании, эксплуатации и адаптации железнодорожной инфраструктуры.