ИО РАН: для продолжения исследований в Мировом океане строительство научного флота – приоритетная цель

3 мая 2025 г.
В Институте океанологии им. П. П. Ширшова РАН рассказали о предстоящем сотрудничестве с Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в области проектирования, строительства и модернизации научно-исследовательских судов.
Соглашение о сотрудничестве было подписано 21 мая 2025 года заместителем директора по флоту Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, руководителем Центра морских экспедиционных исследований, руководителем Центра коллективного пользования «Научный флот ИО РАН» к.ф.-м.н. В. В. Кременецким и генеральным директором ЦМКБ «Алмаз» ОСК Константином Голубевым в рамках III Международной научно-практической конференции POLAR, организованной Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом.
Целью соглашения является взаимодействие ИО РАН, крупнейшего института в области океанологии, оператора отечественного научного флота, и ЦМКБ «Алмаз», одного из ведущих российских конструкторских бюро, в области проектирования, строительства и модернизации научно-исследовательских судов.
В настоящее время ведется обсуждение состава и технических характеристик создаваемого научного флота, необходимого для решения стоящих перед морской наукой задач. По оценкам океанологов, для обеспечения государственных интересов России в Мировом океане достаточно будет около десяти судов разного водоизмещения и специализации. Речь идет о научном ледоколе класса Arc7 водоизмещением порядка 9000 тонн, способном работать в суровых ледовых условиях Арктики и Антарктики, двух многофункциональных крупнотоннажных НИС, прототипом которых могут стать ныне действующие «Академик Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе», и нескольких среднетоннажных и малотоннажных научных судах, в том числе для эксплуатации в Каспийском море и Черноморско-Азовском регионе. Последние, безусловно, крайне важны для изучения мелеющего Каспийского моря.
Значимость подписанного соглашения трудно переоценить, учитывая государственную важность морских исследований и их ведущую роль в реализации национальной морской политики. Для сохранения возможности освоения минеральных (углеводородные ресурсы и элементы, необходимые для будущей электронной промышленности) и биологических ресурсов Мирового океана, в соответствии с международным правом, обязательным условием является проведение регулярных экологических исследований, обеспечивающих рациональное использование минеральных и биологических ресурсов, охрану морских экосистем.
«Мы обязаны проводить регулярные исследования в Арктике, Антарктике и других районах Мирового океана, чтобы сохранить право на использование этих ресурсов в будущем. Для прогноза последствий изменения климата критически важно проводить регулярные исследования в различных частях Мирового океана, так кака океан – "кухня" планетарного и регионального климата. При этом средний возраст наших научных судов составляет 38 лет, поддержание устаревающего флота в работоспособном состоянии необходимо, однако с каждым годом усложняется на фоне политической ситуации в мире и требует все больше финансовых вложений. Поэтому для выполнения прямых государственных задач, в частности, продолжения научной деятельности в Мировом океане, строительство современного научного флота является приоритетной целью уже в среднесрочной перспективе», – пояснил заместитель директора по флоту ИО РАН В. В. Кременецкий. Он также отметил, что создание такой кооперации между ведущим морским академическим институтом и крупнейшей корпорацией России – «Объединенной судостроительной корпорацией – поддержано на самом высоком уровне».
Источник: пресс-служба ИО РАН.
Читайте также:
Метки: ИО РАН, океанология, экология