В ААНИИ прошло обсуждение вопросов развития арктического региона

26 мая 2025 г.
21 мая более 700 экспертов собрались в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте в ходе III Международной научно-деловой конференции POLAR 2025.
«Третий год мы собираемся в таком формате. Это мероприятие больше походит на встречу друзей и коллег, объединенных общими целями и задачами в изучении и освоении полярных регионов», – сказал директор ААНИИ профессор РАН А. С. Макаров.
Ключевые дискуссии были посвящены развитию арктического региона и реализации крупнейших проектов. В частности, эксперты затронули вопросы Северного морского пути, гидрометеорологического обеспечения, минерально-сырьевой базы, научно-исследовательских проектов, адаптации к изменениям климата и таянию мерзлоты, экологического мониторинга и другие. В работе форума приняли участие ученые Китая, Индии, Бразилии, США и других стран.
А. С. Макаров отметил важность гидрометеорологического обеспечения для развития трансарктического транспортного коридора и уделил особое внимание экологическим аспектам развития судоходства в Арктике. «Увеличение количества судов и создание новой инфраструктуры оказывает влияние на природную среду. Экологическая составляющая развития Севморпути очень важна – любые неприятности, которые могут возникнуть, будут иметь печальные последствия. Нам необходимо развивать систему экологического мониторинга, и для этого уже созданы серьезные научные заделы».
Директор департамента международного сотрудничества в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды России И. А. Кущ подчеркнул стратегическую ценность Арктики как региона с богатейшими запасами минерального сырья. По его словам, основополагающей задачей является обеспечение загрузки Северного морского пути. Она будет осуществляться преимущественно за счет транспортировки минерально-сырьевых ресурсов. «На данный момент сформировано 9 минерально-сырьевых центров. Мы наращиваем объемы добычи, приняты программы по освоению 174 месторождений, многие из которых уже переданы в пользование. После запуска новых проектов добыча значительно увеличится», – отметил И. А. Кущ. Особое внимание представитель ведомства уделил научной составляющей освоения Арктики. «Мы занимаемся не только развитием минерально-сырьевой базы, но и проводим научную работу, чтобы понимать климатические изменения и уметь сохранить хрупкую экосистему региона. Только на основе этих данных мы можем эффективно развивать Арктику», – подчеркнул И. А. Кущ. Он добавил, что развиваемая система мониторинга вечной мерзлоты имеет особую важность для реализации инфраструктурных проектов.
Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды И. А. Шумаков рассказал о ключевых проектах Росгидромета в Арктике и Антарктике. Совместно с ААНИИ идет активная работа по созданию системы мониторинга вечной мерзлоты. «Более половины всех работ уже выполнено, действуют 78 пунктов наблюдений», – сообщил он. Успешно работает научно-экспедиционное судно «Северный полюс». Проводит исследования экспедиция «Северный полюс – 42», оснащенная самым современным научным оборудованием. Продолжается строительство самого большого научно-экспедиционного судна «Иван Фролов». «Ввод запланирован на 2028 год, и уже в 2029 году новый флагман отправится в первую экспедицию», – сказал И. А. Шумаков. Специалисты проводят исследования на архипелаге Шпицберген. Введен в эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции «Восток».
Директор Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова д.ф.-м.н. В. М. Катцов подчеркнул, что Арктика – это не только уязвимый регион с точки зрения изменения климата. Она сама является фактором изменения климата в других частях планеты. По словам В. М. Катцова, последние 20 лет стали значительно теплее предыдущих, и следующие 20 лет будут еще теплее. Директор обсерватории подчеркнул, что климатические изменения в Арктике требуют комплексного и междисциплинарного подхода к изучению и прогнозированию их последствий.
Деградация вечной мерзлоты становится серьезным вызовом для арктической инфраструктуры, заявил руководитель лаборатории вечной мерзлоты Геофизического института Университета Аляски (США) профессор В. Е. Романовский. «Чтобы понять, в каком состоянии мы находимся, очень важно наблюдать за состоянием грунтов, в том числе измерять температуру. То, что случается с мерзлотой, также проявляется и в других элементах системы», – отметил ученый. По словам эксперта, результаты более чем 30-летних наблюдений за вечной мерзлотой и температурой активного слоя в российской Арктике и Субарктике свидетельствуют о существенном прогревании грунта вечной мерзлоты за последние 20 лет. Наиболее распространенным и непосредственным последствием является снижение несущей способности фундаментов на сваях. «Таяние богатой льдом вечной мерзлоты уже приводит к значительному дифференциальному оседанию земной поверхности, называемому термокарстом. Скорость просадки в самых неблагоприятных местах может превышать 5 см в год», – сообщил В. Е. Романовский. Особое внимание профессор уделил проблеме береговой эрозии, оказывающей воздействие на прибрежные населенные пункты. В. Е. Романовский высоко оценил российский проект по созданию государственной системы фонового мониторинга: «Проект по мониторингу мерзлоты в масштабах страны – это уникальная инициатива».
Генеральный директор ГлавСевморпути С. Н. Зыбко сообщил, что в 2025 году выполнено рекордное количество ледовых проводок по Северному морскому пути – 976. Он отметил, что развитие Северного морского пути невозможно без масштабной модернизации инфраструктуры. «Государство планирует преобразовать порты, а также развивать соответствующие железнодорожные маршруты. Иначе нарастить грузопоток не получится. Это важная задача, и она планомерно решается», – отметил С. Н. Зыбко. В рамках федерального проекта развития Северного морского пути планируется достичь показателя в 109,1 млн тонн грузов к 2030 году при базовом сценарии.
Генеральный директор Центра морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова Н. В. Шабалин рассказал о программе экологического мониторинга акватории Северного морского пути. В 2021–2025 годах центр проводит большой комплекс работ, связанных с проработкой системы экологического мониторинга акватории, концепции устойчивого судоходства и разработкой мер по минимизации воздействий на морских млекопитающих. Работы проводятся с привлечением широкого круга экспертов, представляющих ведущие научные институты, в том числе ААНИИ, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Институт проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН и Мурманский морской биологический институт РАН. Состав работ включает мониторинг гидрометеорологических условий, атмосферного воздуха, морских вод, донных отложений, различных компонентов биоты, токсикологические исследования, контроль биологических инвазий и загрязненности микропластиком, наблюдения за морскими птицами и млекопитающими. «Мы предложили единую программу комплексного мониторинга окружающей среды и биоразнообразия в акватории СМП, разработали систему мероприятий по мониторингу и контролю состояния окружающей среды, определили 80 полигонов мониторинга, включая портовые зоны, меридиональные разрезы через импактные и фоновые районы акватории СМП, стационарные полигоны наблюдения за птицами и морскими млекопитающими», – сообщил Н. В. Шабалин.
Международная научно-деловая конференция POLAR – ежегодное событие, призванное объединить на одной площадке ученых, представителей федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и общественных организаций, специализирующихся на работе в высоких широтах. Организатором мероприятия выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
Источник: ААНИИ (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Читайте также:
- Анонсирована разработка цифровой модели вечной мерзлоты в Заполярье
- В Госдуме рассказали об изучении климата, геологоразведке и сохранении экологии в Арктике
- Исследователи оценили изменения продолжительности навигации в водах Арктики в XXI веке
Метки: климат, мерзлота и мерзлотоведение, добывающая промышленность, экология, Северный морской путь, конференции