Ученые: экологический мониторинг Севморпути может быть только государственным

13 февраля 2025 г.
В канун Дня науки ведущие эксперты в области экосистемных исследований и мониторинга арктических морей объединились на площадке Арктического и антарктического научно-исследовательского института, чтобы оценить результаты пилотного экологического мониторинга и научную программу формирующейся Системы государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути.
Планом развития Северного морского пути на период до 2035 года определено «Создание системы государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути». Севморпуть как самостоятельный объект управления со своей собственной системой принятия решений оперативного и стратегического уровня нуждается в интегральных оценках и в области обеспечения экологической безопасности.
В настоящее время сбор сведений о состоянии отдельных компонентов экосистемы акватории Северного морского пути ведется по программам отраслевого (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии), пилотного (Росатом / Центр морских исследований МГУ) и попутного (ААНИИ) мониторинга, а также в рамках исследований НИУ и производственного мониторинга хозяйствующих субъектов.
Среди основных проблем использования таких форматов наблюдений ученые отмечают недостаточный охват акватории, набор объектов и параметров мониторинга, ограниченный доступ к данным, отсутствие единой методической и инструментальной базы для натурных наблюдений, нехватку судов, оборудования и квалифицированных кадров, сложности межведомственного взаимодействия и финансирования и, что самое важное, отсутствие общей координации и центра хранения данных.
По словам директора ААНИИ д.г.н., профессора РАН А. С. Макарова, попытка организовать экомониторинг на основе уже имеющихся подсистем не сможет обеспечить результативный подход к достижению поставленной стратегической задачи. «Ни одна из существующих систем не учитывает всей специфики арктической зоны, не охватывает в должной мере необходимые параметры и объекты мониторинга в акватории Северного морского пути. Главное – нет возможности собрать сведения о всех необходимых параметрах в одном месте. Реализация же отдельной Системы государственного экологического мониторинга будет содействовать оптимизации государственного контроля за экоситуацией в арктической зоне и способствовать выполнению стратегических задач», – подчеркнул А. С. Макаров.
Участники семинара сошлись во мнении, что система экологического мониторинга в акватории Северного морского пути должна быть реализована как самостоятельная подсистема в рамках Единой системы государственного экологического мониторинга.
«Система мониторинга должна быть не сама по себе некой самодостаточной целью, она должна быть неотъемлемой частью жизненного цикла всего природоохранного менеджмента в арктической зоне, в морской арктической зоне в данном случае», – отметила ведущий научный сотрудник Лаборатории «Арктик-шельф» ААНИИ к.б.н. М. В. Гаврило.
ААНИИ с 2022 года занимается созданием такой системы и предлагает организовать на базе института Центр экологического мониторинга СМП для координации и научно-методического обеспечения, аккумуляции первичной информации, передачи ее в Госфонд и наполнения ФГИС «Экомониторинг». Пакет обосновывающих документов находится на стадии законодательной инициативы.
«Мониторинг должен быть системный, в одних и тех же точках, регулярный и периодичный. Это то, к чему мы стремимся», – отметил на заседании генеральный директор ЦМИ МГУ Н. В. Шабалин.
Представитель Санкт-Петербургского филиала «ВНИРО» (ГосНИОРХ им. Л. С. Берга) к.б.н. О. А. Кийко заострила внимание экспертного сообщества на проблеме доступности данных научных исследований. По ее словам, далеко не все организации публикуют результаты своих работ, а для полноценного анализа экологической ситуации нужны фоновые показатели. «Необходимо, чтобы экомониторинг проводился, чтобы эта работа координировалась из единого центра, а данные были сопоставимы», – заключила О. А. Кийко.
В своем выступлении она также отметила, что ААНИИ уже имеет положительный опыт в создании именно таких целевых и используемых всеми систем. В частности, была создана база по особо охраняемым природным территориям, сейчас также разрабатывается Государственная система фонового мониторинга многолетней мерзлоты.
При проведении мониторинга загрязнений невозможны никакие пилотные проекты, подчеркнул главный специалист Северо-Западного филиала НПО «ТАЙФУН» С. В. Власов. Такие работы требуют специального оборудования – судов и стационарных лабораторий, не говоря уже об авиации. «Нужен общий методический центр. Даже для трех судов, которые работают в разных районах Северного морского пути, должна быть разработана общая методика, общая приборная база и обучение специалистов на базе какой-либо институции. Обработка информации также должна производиться компетентными и квалифицированными специалистами», – отметил С. В. Власов. Он отдельно подчеркнул, что для организации качественных работ суда должны быть оборудованы стационарной судовой лабораторией.
Создание и развитие системы Государственного экологического мониторинга Севморпути можно рассматривать и как социально-экономический проект, способствующий выполнению задач, обозначенных в Стратегии развития Арктической зоны РФ. Экспертное сообщество поддержало законодательную инициативу по формированию дополнительной подсистемы государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути в составе Единой системы государственного экомониторинга. Особое внимание надлежит уделить проработке межведомственного взаимодействия.
По мнению эксперта Лаборатории «Арктик-шельф» ААНИИ В. Г. Пчелинцева, государственный мониторинг не может быть в руках частных компаний. «Это должна быть государственная программа, за государственные деньги, с государственной ответственностью», – резюмировал в итоге дискуссии ученый.
Источник: ААНИИ.
Метки: Северный морской путь