Интервью с Алексеем Собисевичем: Экспедиции в северные широты, новые возможности
10 августа 2022 г.
В этом году на ХХV Петербургском международном экономическом форуме впервые был представлен стенд Минвостокразвития «Арктика – территория диалога». Русское географическое общество (РГО) организовало сессию «Наука и стратегические решения в Арктике» в рамках деловой программы стенда. Речь шла в основном о результатах, полученных в ходе комплексных экспедиций РГО. Мы поговорили с одним из ее участников. Алексей Леонидович Собисевич, член-корреспондент РАН, заместитель директора по науке Института Физики Земли РАН рассказал о сотрудничестве с РГО, полярных экспедициях и не только.
Алексей Леонидович Собисевич – заместитель директора по науке Института Физики Земли РАН, доктор наук, профессор РАН, член-корреспондент РАН.
Российский учёный-геофизик, специалист в области математической геофизики, вулканологии и геоэкологии.
Член Научного совета РАН по проблемам прикладной геофизики.
Почётный член Европейского союза по наукам о Земле, Международной ассоциации вулканологии и химии недр Земли.
– Первый раз в этом году на Форуме был представлен стенд Минвостокразвития «Арктика – территория диалога». Поделитесь впечатлениями?
– На мероприятие такого масштаба попал впервые, впечатления яркие, местами так и вовсе – потрясающие. Стенды наших ведущих предприятий реального сектора – добывающих и перерабатывающих богатства российских недр – запомнились оригинальным дизайном и мощью технологического совершенства. Комплекс стендов по арктической тематике ежедневно привлекал многочисленных посетителей, которых встречали девушки, одетые в костюмы коренных народов Севера, угощали арктическими коктейлями, безалкогольными напитками по заполярным рецептам, воду для которых привезли из северных источников.
– Давайте поговорим про открытие Форума. Сессия, в которой вы принимали участие, открывала деловую программу. Ее организовало Русское географическое общество. Почему открытие было поручено именно ученым?
– Сессию Русского географического общества «Наука и стратегические решения в Арктике» открыл Первый Вице-президент РГО, депутат Государственной Думы, член-корреспондент РАН – Артур Николаевич Чилингаров, легендарный полярный исследователь, с приветственным словом выступили представители государственной власти и руководители северных регионов. Подобные мероприятия способствуют объединению усилий представителей органов власти, бизнеса и общества для определения ключевых векторов развития Арктической зоны и формирования государственной политики по освоению полярного региона.
Вслед за открытием настало время и нашей научной сессии, посвящённой роли науки в принятии стратегических управленческих решений, освоении северных территорий России. Выступили представители МФТИ, МИИТ, ИПГ РАН, Института мерзлотоведения РАН и др., втом числе и я от имени ИФЗ РАН. В основном речь шла о развитии научных исследований в Арктике и об участии учёных в экспедиционных программах Русского географического общества в этой связи.
– Все выступающие на сессии сказали много слов благодарности в адрес РГО. Сложилось впечатление, что до РГО экспедиций практически не было. Во всяком случае у институтов РАН не было доступа к этим экспедициям. Расскажите, как решался этот вопрос.
– Не все академические институты задействованы в масштабных экспедициях, но многие, например – Институт океанологии РАН, проводят их на постоянной основе. Существуют научные программы Росгидромета в Арктике и Антарктике, работают ледоколы, в экспедициях принимают участие специалисты из академических институтов. Однако, сравнивать современную экспедиционную деятельность институтов РАН с аналогичными показателями времён советской науки довольно сложно, масштабы несопоставимы, но новые инициативы РГО дают нам надежду на возрождение крупных комплексных научных работ в труднодоступных регионах нашей страны. В этом году Русским географическим обществом запланирована циркумполярная экспедиция по Северному Ледовитому океану и арктическим архипелагам. Изначально предполагалось, что её будет в значительной степени спонсировать один из иностранных членов попечительского совета РГО, однако, вследствие известных санкций всё немного усложнилось и экспедиция состоится, но только уже на просторах АЗРФ.
– ИФЗ принимал участие в каких-то полевых исследованиях Арктики до сотрудничества с РГО?
– Если говорить о постсоветском периоде, то можно сказать, что да, точечные исследования были, но это происходило скорее случайно, чем закономерно. В рамках отдельных инициативных проектов реализовывались научные исследования, в том числе и в высоких широтах. На мой взгляд, сейчас РГО в каком-то смысле пытается возродить традицию комплексных экспедиций с широким в плане тематики научным наполнением.
– Это очень интересно. Судя по предоставляемой РГО информации, одновременно осуществляют поиски останков какого-то корабля, проводят геофизические исследования, отслеживают поведение птиц.
– Да, совершенно точно. В экспедиции принимают участие не только геологи и геофизики, там есть и биологи, и медики, и орнитологи, и историки.
– Серия экспедиций «Архипелаги Арктики». В 2020 г. В экспедиции приняли участие сотрудники ИФЗ Руслан Жостков и Александр Овсюченко, а в 2021 г., уточнили в РГО, экспедиция не проводилась, так как ледокол «Илья Муромец» был на ремонте.
– В 2021 г. экспедиции с участием ледокола «Илья Муромец» не было, была экспедиция «Умка». Научная группа отправилась в район самого северного российского арктического острова, расположенного в бассейне Северного Ледовитого океана – остров Земля Александры. В следующем месяце планируется очередная экспедиция, теперь уже на Новую Землю.
– Отдельного финансирования экспедиций нет?
– В Госзадании института включены полевые работы и экспедиционные исследования по отдельным проектам, так что определенные варианты поддержки за счёт базовой тематики можно сказать предусмотрены. Однако, эти форматы реализации натурных геолого-геофизических исследований по масштабам и охвату территории нашей страны значительно уступают возможностям экспедиций под эгидой Русского географического общества и Северного флота. Участие сотрудников нашего института в дальних походах по арктическим морям и северным территориям АЗРФ представляет собой уникальную возможность без дополнительных расходов посетить малоизученные районы и сделать новые открытия в области наук о Земле.
– Вы уже соответственно подстраиваетесь.
– Мы адаптируем научную программу наших исследований к утверждённому плану экспедиции, в ряде случаев работы приходится выполнять в сжатые сроки – время высадки на маршруте следования, как правило, сильно ограничено. Для геофизики, особенно для сейсмологии, по-хорошему, надо бы территорию «послушать» подольше, за пару часов немного можно узнать. На острове Врангеля, например, наши молодые учёные ребята работали всего четыре часа и, тем не менее, успели развернуть геофизическую аппаратуру, провести измерения, да еще каким-то образом и выжить при этом (смеется). Высадка на остров, равно как и снятие с него были непростым делом, об этом можно больше узнать из любительского видео, снятого одним из участников работ – геофизиком Русланом Жостковым, которое есть в открытом доступе в Интернете.
С другой стороны, для настоящего геолога достаточно лишь пробежаться по неисследованной местности, чтобы найти что-то новое, интересное. И такой учёный у нас есть – Александр Овсюченко и он был в том походе. Геолог, он ведь работает с камнем и читает в нём историю Земли, главное для геолога – оказаться рядом с этим камнем и экспедиции РГО дают нам такую возможность. Так, на острове Белуха всего за несколько часов мы обнаружили следы древних землетрясений и уже опубликовали статью об этом (https://elibrary.ru/item.asp?doi=10.31857/S2686739721070070 – Прим. ред.). Было интересно услышать комментарии коллег из других институтов в том смысле, что они тоже этот результат предполагали, но в силу труднодоступности территории не смогли найти нужные доказательства. Другими словами, тут раскрывается ценность подобных экспедиций, то, что мы смогли поработать в местах, ранее недоступных для исследователей.
– С чего началось ваше взаимодействие с РГО?
– Не поверите, но всё началось с книги «Современная активность эндогенных процессов у острова Беннетта (архипелаг Де Лонга)» (издательство ИФЗ РАН, 2012 – Прим. ред.), опубликованной нами в 2012 году (электронная версия книги свободно доступна для загрузки по адресу https://disk.yandex.ru/i/De39Ga8cdsJdW).
И вдруг, внезапно, в 2019 году в лаборатории звонит телефон:
- «Здравствуйте, у нас тут в руках ваша книга про остров Беннетта, а хотите туда попасть?»
- «Конечно хотим!».
Вот с этого и началось.
Познакомились с руководителем департамента экспедиционной деятельности РГО Сергеем Анатольевичем Чечулиным – большим энтузиастом своего дела, увлечённым и неутомимым человеком, которому удавалось одновременно контролировать в режиме реального времени работу нескольких экспедиций в различных регионах нашей страны.
Мы подписали с РГО соглашение о научном сотрудничестве и уже участвовали в четырёх экспедициях. Две – в северные широты и две – на Курильские острова.
– Давайте поговорим немного про другой проект – «Северный полюс – 41». В этом сентябре отплытие. ИФЗ будет участвовать?
– Наш институт участвовал в формировании научной программы СП-41 с самого начала, с 2019 года. Эта экспедиция представляет собой естественное продолжение серии известных во всём мире дрейфующих станций «Северный полюс». Рабочее название программы «Фундаментальные и прикладные научные исследования геосфер в интересах устойчивого развития Арктики», а общий замысел и экспедиции неизменно контролирует Артур Николаевич Чилингаров.
Поскольку состояние льдов сейчас стало намного менее прогнозируемо, было принято решение – отказаться от ледового лагеря, а вместо него использовать вмороженный в лёд ледокол. Изначально предполагалось, что это будет «Капитан Драницын», под него и строилась вся научная программа, предполагалось его переоборудовать, дооснастить с тем, чтобы он стал дрейфующей научной базой.
Но потом грянул год 2020 – год коронавируса, – и подготовка дрейфа естественным образом приостановилось.
В 2021 г. деятельность в этом направлении возобновилась, на этот раз в качестве дрейфующего объекта выбор пал на НЭС «Академик Трешников». Это научный корабль, там организованы лаборатории, есть лебедки, вертолетная группа, но вместимость меньше, чем у «Драницына». Пришлось пересматривать научную программу, в том числе и «геофизический блок» проектов, который к тому моменту был сформирован при участии ведущих научных организаций нашей страны – ГИН РАН, ИФЗ РАН, ИДГ РАН, ГЦ РАН, ИНГГ СО РАН, ААНИИ, ПГИ, ГОИН, МГИ, МГУ, ТОИ ДВО РАН и многие другие. Наш институт представил в программу, в том числе, проект по сейсмоакустическим исследованиям на дрейфующих льдах – «Апробация инновационных отечественных технологий пассивной сейсмогидроакустической томографии ледового покрова, водного слоя и донных неоднородных структур на основе измерений естественного низкочастотного шума, наведенного геодинамическими процессами в системе «литосфера – гидросфера – ледовый покров – атмосфера».
Но в 2021 году экспедиция опять не вышла в назначенное время.
Сейчас на дворе у нас 2022 год и уже практически готова ЛСП (Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» – Прим. ред.)
– Что с научной программой, ведь ЛСП меньше, чем «Академик Трёшников»?
– Проблема там основная в том, что возможности по количеству научных сотрудников на борту вдвое меньше, чем на «Трёшникове». Возможное решение для увязки научной программы с новым форматом – увеличение количества ротаций научного персонала силами полярной авиации. Таким образом, план проведения экспериментов организуется большим количеством смен научного состава, при этом всё необходимое оборудование постоянно находится на борту.
Однако платформа ещё не прошла полноценные ходовые испытания.
– Заводские ходовые она прошла в мае, в День полярника.
– ЛСП ещё должна пройти испытания в реальных ледовых условиях.
– ААНИИ анонсировало отправление в сентябре.
– Вот и посмотрим, до сентября ждать осталось недолго.
– Вы лично планируете принимать участие?
– Да, конечно, если всё пойдет так, как планировалось изначально, то это будет в определённом смысле знаковое мероприятие для всех участников от ИФЗ РАН, всё-таки мы работаем в институте, носящем имя героя-полярника, академика О.Ю. Шмидта. Что ни говори, а работа в высоких широтах – это сродни полёту в космос и, по большому счёту, совокупность аналогичных рисков для жизни и здоровья полярных исследователей в мирное время не так-то и много можно найти.
– Возвращаясь к Форуму. Во время выступления вы рассказывали про недавнее по геологическим меркам событие. СМИ это интерпретировали по-разному, в итоге у некоторых получилось «недавняя сейсмическая активность». Хотя Арктика известна, как спокойный регион. Давайте внесем ясность.
– Если посмотреть на «геологические часы», где на привычном циферблате уложена вся история нашей планеты и в каждой секунде – около ста тысяч лет, то понятие «скоро» уже не означает «завтра». Впервые столкнулся с этой проблемой, когда начал комментировать журналистам «вулканические беспокойства» вокруг кальдеры Йеллоустон и другие катастрофические события в геологической истории Земли.
Из-за различного восприятия сотрудниками СМИ и вулканологами понятий, связанных с течением времени, нередко и возникает необоснованная тревожность вечерних новостей. Ведь если какое-то природное явление произошло несколько тысяч лет назад, то по геологическим часам это же прямо сейчас. И на вопрос «а скоро извержение?» вулканолог естественно отвечает – «скоро», понимая под этим несколько сотен тысяч лет, а сотрудник СМИ, услышав заветное «скоро», немедленно превращает его в «уже завтра» и создаёт очередную горячую новость, которую потом нам снова нужно комментировать.
По мере сил стараюсь донести понимание данного вопроса в популярной форме.
Кстати, уже на самом деле скоро, 22 августа сего года, в 11 утра на Фестивале Русского географического общества в парке «Зарядье» (https://www.rgo.ru/ru/proekty/festival-rgo/festival-rgo-2022) буду выступать с открытой лекцией «Легенды и мифы о «супервулкане» – 2», расскажу о наиболее популярных информационных «вбросах», связанных с катастрофическими извержениями вулканов и «супервулканов» в обозримом будущем, по возможности – с научно-обоснованным разоблачением. Мы постараемся разобраться с глубинными причинами вулканизма и узнаем о наиболее крупных вулканических катастрофах в геологической истории Земли. На примере североамериканской кальдеры Йеллоустоун посмотрим, что такое «супервулкан», почему он «супер», как устроен с точки зрения современной науки, сколько ещё таких вулканов на нашей планете, возможно ли прогнозировать извержения вулканов, кто и как следит за вулканической активностью и что на сегодня мы способны ей противопоставить.
Приходите, будет интересно!
– Большое спасибо за интересный разговор.
После разговора с Алексеем Леонидовичем удалось немного поговорить с Русланом Жостковым и Александром Овсюченко. Ребята очень увлечены своим делом, полны впечатлений от прошедших экспедиций и не планируют останавливаться. Желаем им удачной экспедиции на Новую Землю и будем рады встретиться по возвращении.
Беседовала Изабелла Никитина