Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию
07 февраля 2020 г.
Вчера состоялось совместное расширенное заседание президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию.
Заседание было посвящено повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы с учётом задач, определённых майским Указом Президента, а также реализации Стратегии научно-технологического развития государства.
Основное внимание было уделено вопросам соответствия системы среднего профессионального и высшего образования требованиям экономики, ожиданиям государства и общества, формированию и внедрению новых инструментов взаимодействия образовательных и научных организаций, органов власти всех уровней и работодателей с целью сохранения и развития интеллектуального потенциала страны.
"Вы наверняка обратили внимание, что в недавнем Послании Федеральному собранию поднято много проблем, но одна из них звучала особенно ярко. Это проблема демографического развития, причём во всех её измерениях. – подчеркнул в своем выступлении Президент РФ В. В. Путин, – Это – достойная поддержка семей, которые поднимают детей. Развитие здравоохранения и социальной инфраструктуры. Новые рабочие места для роста заработных плат и реальных доходов граждан. И конечно, равные, справедливые возможности для качественного, современного образования, для того чтобы поколения, которые растут сегодня в России, смогли раскрыть свой громадный потенциал.
По всем направлениям демографического развития, включая просвещение и образование, Правительству, регионам, муниципалитетам вместе с гражданским обществом, бизнесом нужно вести последовательную работу.
В этой связи уже в начале учебного года, следующего учебного года, на Госсовете предлагаю обсудить дальнейшее развитие всего общего образования. А сегодня, в рамках нашей встречи с участием губернаторов, членов Совета по науке и образованию считаю необходимым выработать новые, дополнительные решения по укреплению высшей школы в российских регионах".
Из выступления академика РАН В. Е. Фортова:
"Я бы хотел сказать несколько слов о цифровизации, точнее, о её молодёжном и региональном отделениях, то есть о теме нашего сегодняшнего собрания.
Совсем недавно по инициативе Президента в стране стала энергично разворачиваться инициатива и такие современные, перспективные цифровые направления, как цифровая экономика, цифровизация управления, цифровая медицина, цифровизация социальной сферы, искусственный интеллект. Создано Министерство цифрового развития. Эти и многие другие проекты уже сейчас качественно меняют облик нашей с вами страны, делая её более современной, динамичной, пассионарной.
Особое значение имеет прикладная математика и цифровизация в научной области. Первый, кто обратил на это внимание, был великий метафизик Иммануил Кант, отец германской классической философии, который писал так: «Я убеждён, что в любой науке столько истины, сколько в ней математики». Поэтому уже давно во всём мире математическое моделирование и связанные с этим численные методы стали равноправным инструментом научного поиска наряду с чистой теорией и натурным экспериментом. Заменяя и дополняя эксперимент, чистую теорию математические методы и методы математического эксперимента позволяют получить требуемый результат за более короткое время с меньшими средствами и в недоступном ранее диапазоне параметров.
Мы имеем в этом направлении конкурентное преимущество, состоящее в том, что метод математического моделирования у нас в стране опирается на всемирно известные, признанные школы отечественной математики академиков Келдыша, Самарского, Тихонова, Олега Михайловича Белоцерковского, Садовничего, Четверушкина и многих других. Они не только сами получили первоклассные результаты мирового уровня, но и создали сильнейшие, признанные в мире научные школы молодых учёных во втором и третьем поколениях.
Мы ясно видим с вами, что наши талантливые молодые ребята занимают самые престижные места на международных математических олимпиадах, конкурсах и иных престижных соревнованиях. Но сегодня прорыв в области масштабного математического моделирования у нас в России сдерживается отсутствием доступных для учёных страны мощных ЭВМ петафлопсного класса мощностей. Хотя совсем недавно произошёл значимый прорыв, я имею в виду созданные в России, в МГУ, под руководством академика Садовничего при Вашей поддержке серии супермашин «Ломоносов», благодаря которым наша страна вышла на достойное место в списке топ-100.
Но математическое моделирование, о котором я сейчас говорю, развивается столь стремительно, что даже этих мощностей сегодня остро не хватает. Учёные страны вынуждены ждать очереди многие недели и даже месяцы. Сегодня мы задыхаемся, коллеги, без современных и мощных ЭВМ петафлопсного диапазона и экзафлопсного даже диапазона мощностей. Этот мегапроект, будь он реализован, имел бы большое региональное значение, так как созданные супер-ЭВМ будут доступны учёным, преподавателям и аспирантам не только Москвы и Ленинграда, но и регионов.
Дело тут в том, что современные электронные средства телекоммуникации позволяют связываться и работать на супер-ЭВМ, даже если это будет в самой отдалённой точке нашей с вами большой страны. Пользователь часто даже не знает, где и на какой конкретно ЭВМ считается его задача. Там есть диспетчеризация, которая автоматически выбирает сегодня незагруженный компьютер и туда поставляет ту задачу, которую необходимо считать протоколом.
И последнее – о научной молодёжи и преподавательской молодёжи. Не так давно на встрече с молодёжью, кажется, в «Сириусе», Вы, Владимир Владимирович, призывали молодых учёных быть пассионарными, амбициозными, ставить и решать самые амбициозные, трудные задачи. Проект по супер-ЭВМ, о котором я сейчас говорю, по сути своей – прорывной проект, так как даёт возможность молодым аспирантам, учёным и преподавателям работать на самой передовой технике мирового класса, с самым передовым математическим обеспечением, ставить и решать самые прорывные, амбициозные задачи современной науки и техники.
В заключение об амбициях. Художник-сюрреалист Сальвадор Дали писал в своей автобиографии, что без амбиций он не мог бы достигнуть тех ведущих результатов, которых он достиг. Он говорил так: «В три года я хотел быть садовником, в пять лет – Наполеоном, а дальше мои амбиции только росли».
Давайте дадим нашим молодым, талантливым ребятам проявить свои амбиции и получать великолепные результаты. Это относится, конечно, в большей степени к регионам, а не только к столицам".
Подробней: Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию
Источник: Kremlin.ru