О чем вы думаете?
Перманентный вопрос ФБ (Фейсбук прим. ред.) — о чем Вы думаете?
Вообще или в данную конкретную минуту? О чем вы думаете?
Но, признаемся, он иногда заставляет наморщить лоб,- а, действительно, о чем?
Но, ещё более трудный, почему именно об этом, по какой ассоциативной связи?
Иногда объяснить это даже самому себе трудно.
Вокруг цветущее лето, совсем необычное для нашего севера, в сети восторги и радость, что нормально и правильно.
На этом фоне откуда размышления о том лете, которое было началом долгой трагедии, продолжавшейся четыре невероятно тяжких года, о лете 1941-года?
Может быть, это воспоминания очень близких и дорогих людей, они брошены в беспорядке на письменном столе и ждут своего часа, беспокоя и тревожа совесть, как и любое не сделанное вовремя дело.
Эти рассказы содержат какие- то невероятные детали, очень бытовые, связанные с узнаванием новых глобальных обстоятельств, распознаванием образа войны, оборванного надолго привычного уклада жизни.
Все это разворачивалось поминутно на фоне лета, так красивого начавшегося и оборванного на рассвете в июньский день, в самую короткую ночь, она была короткой не только по причинам закономерных взаимоотношений Земли и Солнца.
Лето!
Мы привыкли итожить его, отправляя 1-го сентября детей в школу.
В тот год было иначе, на 1-ое сентября, на 72-ой день войны фашисты уже оккупировали примерно половину тех территорий, которые были ими временно захвачены за все время агрессии.
Линия фронта здесь у нас, на Северо -Западе уже проходила по старой (до 1939-го года) государственной границе СССР, то есть, по притоку реки Сестры, точнее, по Ржавой канаве.
Далее на юго-восток к Смоленску, ещё южнее к Киеву и Днепропетровску.
Эти два с небольшим летних месяца привели к введению в Ленинграде первого нормирования продовольствия, к подготовке эвакуации детей из Москвы.
Буквально 1-го сентября Верховный Главнокомандующий пишет У. Черчиллю о необходимости мгновенного открытия второго фронта, чтобы хоть немного отвлечь армаду фашистских дивизий от восточного фронта, но через два дня получает как-то мотивированный отказ, практически с известными словами:
"Но вы держитесь!".
И тем не менее, это были два важнейших месяца, которые решили очень многое.
За это время, по признанию начальника Генерального штаба сухопутных войск рейха генерала Франца Гальдера, нацисты потеряли убитыми более 410 тысяч вояк, то есть, более 10% всего численного состава, развёрнутого на границе СССР к началу операции "Барбаросса".
Это был несомненный успех, который похоронил мечты вермахта о победе в течение 8-10 недель, как они то усиленно анонсировали.
Другими словами, к сентябрю это уже была другая страна, которая начала чувствовать свою силу, несмотря на продолжавшиеся ещё отступления, на трагедию Балтийского флота, на многие и многие ещё, бесконечные страдания людей.
Уже успели к тому времени спасти основную часть промышленности, ее вывезли на Урал и в Сибирь, где в считанные дни переоборудовали для военных нужд.
Извините, что отвлёк.
Но я ответил на вопрос ФБ.
Причём, честно!
Л. А. Вайсберг