В РАН рассказали о развитии социально-экономического пространства России

30 января 2026 г.
27 января 2026 года состоялось заседание Бюро Отделения наук о Земле РАН, которое включало научную сессию, награждение медалями «50 лет Байкало-Амурской магистрали», а также рассмотрение текущих вопросов.
В начале заседания вице-президент РАН академик РАН С. М. Алдошин и академик-секретарь ОНЗ РАН академик РАН Н. С. Бортников вручили юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» (лично и опосредованно) сотрудникам научных организаций под научно-методическим руководством Отделения наук о Земле РАН.
Были награждены Е. В. Вилькович (Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН), Н. В. Гореликова и А. В. Лаломов (Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН), Н. С. Красилова (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова) и Н. А. Криволуцкая (Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН).

В ходе научной сессии главный научный сотрудник отдела социально-экономической географии Института географии РАН д.г.н. А. И. Трейвиш выступил с докладом «Социально-экономическое пространство современной России: основные оси развития» (в соавторстве с коллегой д.г.н. Т. Г. Нефёдовой).
Под осями авторы доклада понимают географические направления, по которым прослеживаются наиболее яркие социально-экономические различия, взаимодействия и перемены. Для анализа были выбраны три оси: Север – Юг, Запад – Восток и центры – периферия.
Ось Север – Юг подразумевает широтную зональность. Ученые выделяют три основных зоны. Северная составляет около 70% территории страны, для нее характерны малочисленное население и значительная роль ресурсной экономики. В средней полосе больше всего населения и наиболее развитая экономика. Юг территориально невелик, но неплохо населен.
По оси Запад – Восток ученые выделили пять зон; по населению и экономике лидирует западная зона, по территории – сибирская и дальневосточная.
Ученые выделили и другие закономерности. Так, сельское хозяйство лучше развивается на Юге, чем на Севере. Этому способствует не только природный фактор: «Русский Север в ходе долгой депопуляции терял трудовые ресурсы, а Юг и некоторые промышленно-городские регионы сохраняли и наращивали. Поэтому южное (и подмосковное) село этими ресурсами располагает, а, например, в проблемной зоне так называемого ближнего Севера население старое и слабо пополняется мигрантами».

А. И. Трейвиш рассказал о закономерностях, характерных для оси центр – периферия. Во-первых, спецификой российского расселения является резкое превосходство Москвы и Санкт-Петербурга над прочими городами, что не слишком типично для других крупных стран. Во-вторых, в России сеть городов редка даже в обжитых зонах, не говоря о слабо освоенных. В-третьих, после бурного роста городов и промышленности в России не обнаруживается явных признаков деурбанизации по западным схемам в пользу малых поселений. Исследователи предполагают, что эту стадию заменила сезонная дачная и другая челночная мобильность населения. Местное население уезжает на заработки, что уменьшает число жителей села в нечерноземье на 5–30%, а дачники иногда увеличивают его в 1,2–3 раза.
Теория о том, что урбанизация концентрирует население в крупных центрах и приводит к переходу от города к агломерации и мегалополису, нашла подтверждение в случае с Москвой. А вот вокруг Санкт-Петербурга и между Москвой и Петербургом ситуация иная. «Ни агломерации Москва – Петербург, а были такие прожекты, ни мегалополиса Москва – Петербург нет и быть не может в ближайшее время», – отметил А. И. Трейвиш; «две столицы просто высасывают ресурсы из расположенного между ними пространства».

Докладчик коснулся реализации действующей стратегии пространственного России до 3030 года. В ответ на упреки в ставке на крупные агломерации в стратегии была представлена идея опорных населенных пунктов (ОНП). Это центры социальных услуг для подопечных территорий. Единый перечень включил 2160 таких пунктов. Чаще всего это центры муниципальных округов и районов. Согласно утвержденным критериям, опорные пункты не должны быть частью городской агломерации; расстояние между пунктами и от ОНП до городов среднего размера (более 50 тысяч жителей) не должно быть меньше 50 км; население ОНП должно составлять от 3 до 50 тысяч; ОНП должен иметь достойную инфраструктуру и земли для застройки. Эти и другие требования не были реализованы. Между Москвой и Санкт-Петербургом находятся 117 ОНП, из них всем критериям соответствуют ~38%. В столичных регионах эта доля ниже (многие пункты вошли в состав агломераций); в областях между ними больше ОНП, соответствующих предложенным критериям, но они слабо развиты.
В завершение А. И. Трейвиш отметил, что три выбранные оси внутренне контрастны и альтернативны как варианты территориального развития страны. Если при размерах страны и ограниченных средствах выбрать в качестве приоритетного направления Север вместо Юга, Восток вместо Запада или центр вместо периферии, то соответствующие пары окажутся обделены. Зоны по оси Север – Юг задают тип экономики и жизни россиян; Север отвечает за сырье, Юг – за продовольствие. Внешние условия диктуют внутренний сдвиг на Восток, однако его сдерживает давняя и стойкая асимметрия развития внутри России. Ось центр – периферия важнее всего в социальном и научно-техническом отношении, но центры чаще отбирают ресурсы периферии, чем стимулируют ее развитие. Представленную картину осложняет суперпозиция осей. В России чем восточнее, тем севернее за счет асимметрии орографии и климата материка, а в европейской части – чем южнее, тем восточнее из-за этнокультурной специфики Юга.
Последовали вопросы и оживленное обсуждение, в котором приняли участие заместитель президента РАН академик РАН Г. Г. Матишов, члены Президиума РАН академики РАН А. О. Глико, Р. И. Нигматулин и другие. В завершение академик РАН Н. С. Бортников отметил, что доклад очень интересный и познавательный, и рекомендовал дополнить постановку проблем предложениями дальнейших действий. Академик РАН С. М. Алдошин также отметил, что доклад прозвучал хорошо и посоветовал расширить его за счет вопросов экономики.
Материал: Татьяна Кудрявцева.
Метки: ИГ РАН, Бюро ОНЗ РАН, география
