Режим ЧС объявлен в Иркутской области из-за падения уровня реки Лена
В Усть-Кутском районе Иркутской области с 6 июля действует режим чрезвычайной ситуации, объявленный в связи с падением уровня воды в реке Лена на 75 сантиметров ниже порогового значения. Это является серьезным затруднением для судов, везущих грузы в северные районы Иркутской области, Якутию и прибрежные морские арктические районы.
Причин обмеления Лены может быть несколько. По словам сотрудника отдела ГО и ЧС администрации Усть-Кутского района, интенсивная вырубка лесов по берегам реки могла стать одним из факторов, приведших к столь значительному снижению уровня воды в реке. Однако, отсутствие осадков в водном бассейне на протяжении долгого времени и другие метеорологические условия считаются основными причинами обмеления реки.
"Происходящее маловодье на реке Лена — ординарное явление, которое периодически возникает вследствие неблагоприятного сочетания метеорологических условий в течение нескольких предшествующих месяцев. К формированию маловодного периода на реке может привести пониженное питание подземных вод в период весенне-летнего снеготаяния из-за малоснежной зимы и быстрое истощение подземных вод летом из-за метеорологической засухи, сопровождающейся малым количеством осадков и повышенным испарением вследствие высоких температур воздуха", — прокомментировал ситуацию заместитель директора Института водных проблем РАН по научной работе, доктор физико-математических наук Александр Наумович Гельфан.
По информации, поступившей от администрации Усть-Кутского района, уровень реки у населенного пункта Подымахино уже упал на 75 сантиметров ниже порогового значения. Ежедневно уровень воды падает ещё на 2-5 сантиметров.
"Лето в этом году в Восточной Сибири жаркое и сухое, что вполне может быть определяющим фактором нынешнего маловодья. Вообще, маловодья на Лене случаются нередко. В 2000-е годы очень низкое маловодье наблюдалось, как минимум, трижды: в 2003, 2013, 2015 годах. В прошлом году были сообщения о том, что тогдашнее маловодье — самое низкое за последние 30 лет", — отметил собеседник Вестника ОНЗ РАН Александр Наумович Гельфан.
Основное затруднение, вызванное падением уровня воды в реке Лена, связано с движением судов в рамках северного завоза и загрузкой Островского речного порта, который является единственным портом Ленского бассейна, имеющим сообщение с железной дорогой. Порт считается стратегическим объектом страны, через который идут до 80% грузов ряда северных районов. Для безопасного прохождения обмелевшего участка реки, суда, проходящие по Лене, загружаются лишь на половину, чтобы предотвратить чрезмерную осадку.
"Режим ЧС объявлен из-за маловодья — уровень воды в Лене сейчас ниже порогового значения на 75 сантиметров. Суда загружаются на 40-45%, чтобы не допустить максимальной осадки — в этом случае они просто не пройдут по малой воде. Сам режим ЧС дает право перевозчикам отдавать приоритет грузам, которые отправляются в рамках северного завоза. Это уголь, нефтепродукты", — пояснили в администрации муниципального района.
А. Павленко