Второй день III Всероссийской школы молодых ученых
6 июня 2023 г.
Второй день III Всероссийской школы молодых ученых состоял из нескольких лекционных сессий, деловой игры и вечерней культурно-познавательной программы.
Первым выступил директор Учебно-научного Центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике, кандидат геолого-минералогических наук, доцент геологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и руководитель программы экспедиций «Плавучий университет ЮНЕСКО-МГУ» Григорий Георгиевич Ахманов. В рамках программы ЮНЕСКО «Обучение через исследования» за последние двадцать пять лет более тысячи студентов, аспирантов и ученых из России и 30 стран мира приняли участие в океанографических экспедициях. Григорий Георгиевич рассказал о методах и результатах изучения морского дна, в частности, сохранившихся ледниковых форм, об их движении и изменении. Подробно докладчик остановился на использовании одного из самых современных методов картографирования морского дна — многолучевом эхолотировании.
Тему продолжил известный российский специалист в области разработки численных моделей динамики океана и морского льда, моделирования глобального и арктического климата, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института вычислительной математики им. Г. И. Марчука РАН, профессор Московского физико-технического института Николай Геннадиевич Яковлев. Основная идея лекции «Численные модели динамики океана и динамики морского льда как инструмент системного анализа природных процессов в Арктике: физические основы, актуальные технологические решения и пределы роста» показать, что адекватное описание физических процессов, происходящих в высоких широтах Мирового океана, требует новых научных подходов и технологических решений.
Лекции IV сессии школы были посвящены сейсмическим исследованиям арктического региона. Заведующая лабораторией сейсмологии Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика РАН Н. П. Лаверова, доктор технических наук Галина Николаевна Антоновская. При ее непосредственном участии с 2011 года в Российской Арктике открыто 6 сейсмических станций, налажен регулярный выпуск сейсмических каталогов, ведутся работы по изучению глубинного строения земной коры и верхней мантии. В своем докладе «Многоцелевые сейсмические исследования в Арктике» Галина Николаевна рассказала о важности развития систем мониторинга состояния грунтов вдоль железных дорог для их безопасной эксплуатации и дала практические рекомендации слушателям по использованию каталога сейсмических событий Архангельской сейсмической сети.
О новом междисциплинарном направлении в науке — криосейсмологии рассказал директор Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба РАН», доктор технических наук Юрий Анатольевич Виноградов. Криосейсмология объединяет 2 направления наук о Земле — сейсмологию и гляциологию и исследует сейсмические волны, генерируемые на границах лед-океан, лед-земная поверхность, связанные с движением, разрушением или ростом ледниковых покровов и сейсмические волны, генерируемые при различных деструктивных процессах в криолитосфере в зоне вечной мерзлоты. Свой доклад Юрий Анатольевич завершил увлекательным видеороликом, снятым камерой видеонаблюдения за ледником на одной из полярных станций Шпицбергена. В объектив тычется мордой белый медведь, кусая и толкая аппаратуру до момента ее полного вывода из строя.
V лекционная сессия была посвящена перспективам развития Северного морского пути (СМП) и, как следствие, влиянию этого развития на водную экосистему арктического региона. Северный морской путь — один из наиболее перспективных и экономически выгодных транспортных коридоров, соединяющих Дальний Восток с Европейской частью. История грузооборота демонстрирует стремительный рост перевозимых судами грузов с 13 миллиона тонн в 1933 году до планируемых 3600 миллионов тонн в 2023 г. О том, какие сложности предстоит преодолеть для развития инфраструктуры, строительства и безопасного функционирования водного транспорта в Арктике рассказал проректор Российского университета транспорта, РУТ(МИИТ), доктор технических наук Сергей Сергеевич Соколов.
Активное освоение Арктики безусловно влияет на экосистему этого сложного природного региона. Заведующий кафедрой техносферной безопасности Мурманского государственного технического университета, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Экоинжиниринга и мониторинга загрязнений Арктики», кандидат технических наук Жанна Вячеславовна Васильева сделала общий обзор основных эффектов воздействия антропогенной деятельности на водные экосистемы Арктики и рассказала, как можно минимизировать негативные последствия этого воздействия.
На безопасность функционирования технологических объектов влияет космическая погода. Ведущий научный сотрудник лаборатории физики околоземного пространства Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта, кандидат физико-математических наук Надежда Викторона Ягова в своей лекции «Влияние возмущений космической погоды на технологические системы в высоких широтах» описала процессы, происходящие в околоземном пространстве и подчеркнула важность их изучения для принятия технологических решений.
Заместитель директора по науке ГЦ РАН, заведующий лабораторией геофизических данных ГЦ РАН, доктор физико-математических наук Борис Аркадьевич Дзебоев рассказал о новых математических методах оценки сейсмической опасности. В заключительной лекции «Оценка сейсмической опасности в арктическом регионе на базе методов распознавания образов» продемонстрированы результаты впервые проведенного численного сравнения карт Общего сейсмического районирования с воздействием от землетрясений, фактически произошедших после публикации карт, а также обозначены возможные пути совершенствования оценок сейсмической опасности.
Деловая игра
Целью деловой игры школы в этом году стала разработка мер комплексной оценки влияния природных и антропогенных факторов на те или иные процессы арктического региона, в том числе связанные с его активным освоением. Участники, разбившиеся на 6 команд, названных в честь известных путешественников и исследователей Арктики: «Седов», «Малыгин», «Нансен», «Амундсен», «Русанов» и «Папанин». В течение часа должны были подготовить короткий рассказ по разным проблемам, которых докладчики касались в своих выступлениях. Это и изменение климата, и освоение месторождений, и изучение дна Северного Ледовитого океана, и влияние космической погоды и сейсмической активности на функционирование технологических систем.
Перед жюри, в состав которого вошли члены Программного комитета школы, молодые ученые отстаивали свои проекты. Команда-победитель этой деловой игры будет объявлена на торжественном ужине, посвященном закрытию школы.
День завершился лекцией-рекомендацией о том, как готовиться к экспедиции в Арктику от старшего научного сотрудника лаборатории фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН, кандидата физико-математических наук, Руслана Александровича Жосткова. Участвовавший в 4-х комплексных экспедициях Русского географического общества в Арктику, Руслан Александрович рассказал, что необходимо иметь под рукой, к каким трудностям необходимо готовиться и как с ними справляться, выполняя работы в суровых условиях арктического региона.
Завершился вечер просмотром научно-популярно фильма «Арктика. Увидимся завтра».
Читайте также:
III Всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
Начала работу III Всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
Третий день III Всероссийской школы молодых учёных
Закрытие III Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
Метки: Школа молодых ученых