Проблемы и цели просветительского сообщества
18 ноября в рамках первого в России Слета Просветителей, организованного Фондом "Эволюция", состоялись обсуждения состояния современной российской науки, а также проблем и целей отечественного просветительского сообщества. В дискуссии приняли участие известные ученые, организаторы научных событий, лекторы, модераторы, научные журналисты, писатели, блогеры, а также все те, кто так или иначе занимается популяризацией науки в России.
В качестве участников и модераторов дискуссии выступили член совета фонда "Эволюция", кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Юрьевич Панчин, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН, научный журналист Александр Михайлович Сергеев, член совета фонда "Эволюция", доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, сооснователь Вольного сетевого сообщества Диссернет Михаил Сергеевич Гельфанд, российский физик, доктор физико-математических наук, профессор, руководитель лаборатории физики элементарных частиц в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), сооснователь Вольного сетевого сообщества Диссернет Андрей Африканович Ростовцев, молекулярный биолог, шеф-редактор сайта о науке "N+1″ Александр Ершов и другие.
На прошедшей встрече эксперты научного сообщества затронули актуальные проблемы современной российской науки. Среди основных вопросов, поставленными участниками обсуждения, были выделены такие, как неэффективность существующей системы образования, активное распространение лженаучных взглядов среди населения и их поддержка государством, растущая популярность антивакцинаторского движения, клерикализация науки и разгул альтернативной медицины. Много проблем внутри самого научного сообщества связано с фальсификацией научных исследований и незаслуженно присвоенных ученых степеней.
"Фальсификация в академической сфере — лакмусовая бумажка, которая говорит насколько человек готов пойти на подлог в любой социальной сфере...поскольку это социальное явление, это — эпидемия в обществе, то мы говорим не про отдельных ученых, а про целые слои сообщества, потому что они насыщенны академическими званиями", — отметил Андрей Африканович Ростовцев, сооснователь Вольного сетевого сообщества Диссернет, которое занимается разоблачением фальшивых диссертаций.
Что же предлагает научное сообщество? В первую очередь, необходимо исследовать лженауку как явление и восстановить экспертное сообщество в том виде, в каком оно позволило бы проводить чёткую демаркационную линию между наукой и лженаукой, а также оказывать сопротивление фальсификациям и подлогам в научной среде. Кроме того, нужна масштабная и долгая работа по устранению общей научной неграмотности среди населения, и первым этапом здесь должно стать совершенствование и модернизация системы образования в России. Наконец, политика государства в области наукоемких технологий должна быть изменена таким образом, чтобы она, с одной стороны, не тормозила развитие науки и не создавала барьеры для тех, кто ей занимается, а, с другой, не была направлена на поддержку лженаучных исследований. Просветительское движение, которое сейчас активно занимается популяризацией науки, должно стать более целостным и сплоченным. Каждый элемент этого движения должен чётко понимать общую миссию, между популяризаторами должна быть хорошо налажена коммуникация. Важно также, чтобы периодически все просветительские организации получали видимые результаты и одерживали хотя бы небольшие победы в этой непростой борьбе. Участвующие в популяризации должны иметь возможность постоянного профессионального роста, а сами организации должны обладать всей необходимой инфраструктурой.
Вместе с тем, одна из основных проблем, с которой сталкивается практически каждая научная или образовательная организация — это затруднение, связанное с поиском инвесторов, поскольку последние не могут оценить выгоду от собственных вложений. По этой причине важно научиться оценивать эффективность просветительских организаций и мероприятий, чтобы для тех, кто обладает возможностью заниматься масштабной образовательной деятельностью, это было выгодно.
Напоследок отметим, что в идеале популяризация науки не должна носить принудительный характер, а темы и формат не должны навязываться аудитории. Лучшим решением здесь стало бы соединение аудитории и популяризаторов в едином диалоге. Это позволило бы проводить оценку эффективности просветительской деятельности и получать обратный ответ от тех, на кого она по сути направлена. Кроме того, многие практики по популяризации научного знания ориентированы исключительно на молодое поколение, и эту ситуацию тоже необходимо менять.
А. Павленко