Реформа РАН: затишье перед бурей?
Разговоры о реформе РАН, начавшейся еще в 2013 году, по-прежнему не утихают. Если на начальных этапах основные вопросы сосредотачивались вокруг формально-организационной процедуры реструктуризации, то теперь наступил этап претворения в жизнь содержательной части реформы. Промежуточные итоги реформы были подведены на пресс-конференции 29 сентября президентом РАН Владимиром Евгеньевичем Фортовым.
Второй раунд
За два прошедших года в целом произошло немало изменений: все имущество РАН было передано в управление Федерального агентства научных организаций (ФАНО), оказались объединены три академии и был принят новый устав. Вместе с тем, хотя первая часть реформы была прописана четко и касалась в основном вопросов, не относящихся напрямую к науке, все помнят волнения научного сообщества в 2013 году. Вторая же часть, в основе которой лежит майский указ президента РФ В. В. Путина 2012 года, неизбежно затронет судьбы десятков тысяч ученых и повлияет на будущее всей российской науки, и нам остается только догадываться, какими будут результаты этого процесса.
В качестве задач, которые стоят перед Академией в рамках дальнейших преобразований, В. Е. Фортов называет увеличение процента публикаций с 2,07% до 2,44%, доли ВВП, приходящейся на науку, с 1,19 до 1,77%, повышение средней зарплаты научных работников до 200%.
"Нам надо выбрать оптимальную траекторию, не тратить время впустую на схоластические дискуссии, мелочные распри и контрпродуктивное противостояние. И очень важно уже сейчас, на старте второго этапа, увидеть и устранить те минусы, которые проявились на первом этапе реформы", – отметил в интервью Владимир Евгеньевич Фортов.
Болевые точки
Неотъемлемая часть любых преобразований такого уровня – это возрастание и усложнение бюрократических процедур. Формальные требования, необходимость заполнения множества бумаг и долгие попытки согласовать свою деятельность с двумя организациями могут стать серьезным препятствием на пути к проведению исследований для многих ученых.
Наиболее спорным вопросом являются новые способы финансирования и расчета заработной платы научным работникам. Предложенная ФАНО формула, в которой зарплата директора института напрямую зависит от освоенных его институтом денег и количества сотрудников, кажется неприемлемой для любой научной организации.
Не меньше возмущения вызвало предложение Минобрнауки резко сократить базовое финансирование институтов, подтолкнув их, тем самым, к участию в разных конкурсах на получение грантов. Но, к сожалению, наука – процесс творческий, и у ученых бывают как очень плодотворные периоды, так и времена неудач или застоя. Специфика работы ученого такова, что не может быть вписана в жесткие рамки. Отдельной проблемой для научных институтов является изношенность научной инфраструктуры, что требует больших вложений, однако, текущий темп инфляции лишь сокращает и без того скромные средства на развитие научных институтов.
На состоявшейся в мае конференции научных работников Е. Е. Онищенко, научный сотрудник из Физического института им. П. Н. Лебедева (ФИАН), высказал свои опасения насчет майского указа президента. По его мнению, для того, чтобы довести зарплату научных сотрудников до необходимого уровня при сохранении текущего финансирования, неизбежными станут массовые увольнения научных работников – вплоть до 66% занятых в секторе работников.
Самое трудное – впереди
На данный момент наиболее остро стоит вопрос об объединении институтов. По данным ФАНО за год появилось около 10 объединенных между собой институтов, а в процессе рассмотрения находятся заявки от более чем 100 научных организаций. По мнению президента РАН В. Е. Фортова, давать согласие на подобные объединения стоит только после оценки эффективности их совместной деятельности. Напомним, что 30 сентября стало известно об объединении 12 бывших институтов Россельхозакадемии в единый Центр агробиотехнологий и нескольких новосибирских НИИ в один – Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины.
В рамках реструктуризации планируется и смена "возрастных" директоров, которая предполагает замену авторитетных ученых на "эффективных менеджеров", которые слабо ориентируются в научном пространстве дискурса, обладающего своей спецификой. Вместе с тем, среди самих ученых все меньше находится людей, готовых взять на себя эти обязанности, "в том числе из-за резко возросшей бюрократической нагрузки, мелочной опеки сверху и более чем скромного финансирования", отмечает Владимир Евгеньевич Фортов.
Напоследок
Остается только надеяться, что преобразования, проводимые в рамках реформы, пойдут на пользу российской науке. Относительно четкое разделение функций РАН и ФАНО должно освободить для Академии больше времени для научной деятельности, в то время как за ФАНО останется закрепленным управление имуществом и финансами. Вместе с тем, многое по-прежнему базируется исключительно на "джентльменских" договоренностях, что оставляет некоторые лакуны в распределении обязанностей и возможностей каждой организации, а значит, допускает и разные интерпретации, которые могут серьезно притормозить развитие науки из-за формальных процедур прояснения и согласования деятельности между РАН и ФАНО.
А. Павленко (по материалам из открытых источников)
Сопутствующие линки:
- Интервью Президента РАН Владимира Евгеньевича Фортова
- Собрание нормативных документов и регламентов взаимодействия ФАНО и РАН