Состоялось открытие конференции о проектировании, строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры в сложных условиях
24 октября 2024 года
24 октября 2024 года в Москве состоялось открытие международной научно-практической конференции «Проектирование, строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры в сложных климатических и инженерно-геологических условиях». В число организаторов и участников мероприятия вошли члены Отделения наук о Земле РАН, а также сотрудники институтов Российской академии наук.
Организатором выступил Российский университет транспорта (РУТ). Участие приняли ВУЗы Китайской Народной Республики: Северо-Восточный университет, Пекинский транспортный университет, Юго-Западный университет и Университет Чжуншань имени Сунь Ятсена. Председателем оргкомитета стал научный руководитель РУТ (МИИТ) член-корреспондент РАН И. Н. Розенберг, в числе сопредседателей – академики РАН В. Г. Бондур, А. Д. Гвишиани, Н. С. Касимов и член-корреспондент РАН А. А. Соловьёв. В состав комитета вошел член-корреспондент РАН М. Н. Железняк.
Мероприятие открыл ректор РУТ (МИИТ) к.т.н. А. А. Климов. «Тема конференции, строительство в сложных условиях, в условиях вечной мерзлоты, сейчас становится все более и более актуальной», – отметил он. В настоящее время завершается подготовка крупнейших национальных проектов. Развитие транспортной инфраструктуры задает новые требования к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов. «Поддержка со стороны ученых является обязательным элементом реализации этих глобальных, грандиозных планов Российской Федерации», – сообщил ректор РУТ (МИИТ).
От имени Отделения наук о Земле собравшихся приветствовал заместитель академика-секретаря ОНЗ РАН, заместитель директора по научной работе Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН член-корреспондент РАН А. Л. Собисевич. «Отделение наук о Земле представлено в оргкомитете самыми выдающимися учеными-геофизиками, географами нашего отделения», – отметил он. А. Л. Собисевич указал на высокий научный уровень докладов, широкую географию участников и завершил речь пожеланием успешной работы.
С приветственными словами выступили профессор Университета Сунь Ятсена Цзянькун Лю, профессор Северо-Восточного университета Чжао Вень, член-корреспондент РАН Б. В. Гусев и другие.
В ходе пленарного заседания рассматривались вопросы развития транспортной инфраструктуры с учетом изменений состояния грунтовой среды в регионах со сложными климатическими и инженерно-геологическими условиями. Заседание открыл доклад ведущего научного сотрудника Геофизического центра РАН д.ф.-м.н. А. Г. Костяного «Геоинформационный анализ изменений регионального климата в Центральной и Западной частях Арктического региона России для развития железнодорожного транспорта» (в соавторстве с академиком РАН А. Д. Гвишиани, членами-корреспондентами РАН А. А. Соловьёвым, И. Н. Розенбергом и другими).
А. Г. Костяной рассказал об исследованиях, которые вносят вклад в устойчивое развитие железнодорожной инфраструктуры и ее адаптацию к изменению климата. Ученые разработали электронные атласы, которые отражают изменения основных гидрометеорологических параметров российской Арктики. В частности, докладчик осветил создание атласа прогноза климатических изменений основных гидрометеорлогических параметров центральной и западной части российской Арктики за период с 2023 по 2064 год. Работа включает данные с учетом трех сценариев возможного изменения климатических параметров, характеризующих низкий, средний и высокий уровень эмиссии парниковых газов. Были исследованы температура воздуха у поверхности Земли, общее количество осадков, скорость ветра у поверхности Земли, температура почвы и другое. Всего было построено более 400 карт с различными характеристиками исследуемых параметров. А. Г. Костяной остановился на прогнозе изменений температуры за период с 2053 по 2064 год. «При худшем сценарии температура вырастет до 6 градусов от максимальных величин», – отметил докладчик.
Параллельно состоялись заседания секций, на которых рассматривались конструктивные элементы и технологии транспортных сооружений в сложных условиях; использование полимерных материалов в Арктической зоне; закономерности изменения свойств многолетнемерзлых и оттаивающих грунтов и конструктивно-технологические решения по инженерной защите транспортных сооружений; развитие средств мониторинга и диагностики объектов транспортной инфраструктуры.
25–26 октября состоится пленарное заседание, посвященное проявлениям геодинамических процессов, способам их мониторинга и обеспечению сейсмической безопасности транспортных объектов, а также ряд секций. В частности, член-корреспондент РАН М. Н. Железняк, директор Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, расскажет об опытном мерзлотно-климатическом районировании федеральной автомобильной дороги Р-504 «Колыма». И. о. заведующего лабораторией общей геокриологии вышеупомянутого института к.г.-м.н. И. И. Сыромятников поделится опытом организации геотехнического мониторинга автомобильных дорог в криолитозоне. В докладе сотрудников Института криосферы Земли Тюменского научного центра СО РАН д.г.-м.н. Ф. М. Ривкина и д.г.-м.н. Д. С. Дроздова, а также В. В. Лехта («Тоннельная Ассоциация России») будет говориться об актуальности и специфике научно-технического сопровождения инженерных изысканий и проектирования линейных сооружений в криолитозоне.
Материал: Татьяна Кудрявцева.
Читайте также: