Загадки подмосковного Версаля
Хорошим отдыхом, незабываемым путешествием, полезным для здоровья и ума времяпровождением принято считать лишь поездку за сотни и даже тысячи километров от столицы. Впечатления от экскурсии в подмосковное Архангельское убеждают в том, что незабываемые маршруты проходят не так уж далеко от дома, а для ярких новых впечатлений и культурного досуга на природе иногда достаточно и одного выходного дня.
Жемчужиной Подмосковья, Подмосковной Швейцарией именно так именуют архитектурно-парковый комплекс Усадьбы "Архангельское" и чудесный край заповедной природы, расположенный к Северо-Западу от столицы рядом с современным молодым Красногорском, в самом престижном и аристократичном районе загородной России. И всё же наиболее верный образ усадьбы Голицыных — Юсуповых создаёт другое название — "Подмосковный Версаль".
Именно здесь, в Архангельском, самым необъяснимым образом пересекаются захватывающие знаковые сюжеты, связанные с историей, культурой и искусством, что сделало усадьбу ещё в середине XIX века местом паломничества просвещённой публики, а в XXI веке любимым музеем, парком и зоной отдыха москвичей, самой престижной арт-площадкой широко используемой для проведения выставок, конкурсов, фестивалей. На территории дворцового комплекса представлена богатейшая коллекция живописи, скульптуры, керамики и книг.
Экскурсоводы непременно расскажут о золотом веке Усадьбы "Архангельское", связанном с именем представителя древнего княжеского рода Юсуповых Николая Борисовича Юсупова. Именно ему "Архангельское" обязано своим современным обликом усадьбы-музея, сохранившимся без перестроек и изменений с середины XIX в. Екатерина II поручила Николаю Юсупову, коллекционеру и знатоку искусств, создание и пополнение собрания Эрмитажа. Путешествуя по Европе, он параллельно формирует собственную коллекцию, размещение которой вскоре потребовало обширных дворцовых залов. Именно с этой целью Юсупов приобрёл дворец, построенный Голицыными в Архангельском в подражание версальскому, пригласив лучших архитекторов своего времени к дальнейшей работе над дизайном усадьбы.
Образы античных мифологических героев и полководцев сопровождают посетителей во время всей достаточно продолжительной прогулки по усадьбе. Парк с аллеями мраморных статуй, лестницами и террасным партером считается образцом барочной ландшафтной архитектуры. В стиле античной скульптуры выполнены и более поздние скульптурные портреты современников и гостей Н.Б. Юсупова, среди которых наиболее известным является почитаемый памятник А. С. Пушкину.
В XIX веке коронации русских царей и другие церемонии, связанные с важными событиями в жизни императорской семьи, бессменным распорядителем которых на протяжении нескольких десятилетий был Н.Б. Юсупов, нередко завершались поездками государей в Архангельское. По случаю каждого визита в парке были установлены памятные колонны, увенчанные бронзовыми орлами. Есть здесь и храм — памятник Екатерине II с латинской надписью "Божественной", начертанной золотыми буквами на портале.
Многочисленные достопримечательности Архангельского и бесценное юсуповское собрание, разместившееся в залах Большого дома и сравнимое лишь с императорской коллекцией, имеют немало общепринятых описаний. Посвятим дальнейшее повествование лишь нескольким фактам, менее известным широкой аудитории и примечательным событиям, привлекшим к себе внимание в недавние несколько лет.
Прибывающие со стороны восточного экскурсионного входа гости Усадьбы "Архангельское", возможно, даже не замечали прямоугольное в плане и напоминающее императорский Манеж в миниатюре здание, расположенное на противоположной от музейного комплекса стороне Ильинского шоссе. Между тем, за непримечательным фасадом скрывается почти что "город в табакерке". Это один из немногих сохранившихся деревянных барочных по интерьеру театров, долгое время находившийся на реконструкции и сейчас принимающий посетителей лишь в редких случаях.
В убранстве театра царит роскошь, правда подчас бутафорская. Искусно расцвеченные под мрамор деревянные колонны, обтянутые лазоревым бархатом скамьи партера и кресла изящных лож, расположившихся в два яруса, сцена, открывающая в таинственном полумраке вид на декорацию Малахитового зала. Сегодня после длительной реставрации и воссоздания, любимая игрушка Н.Б. Юсупова встречает нас почти в своем первоначальном облике.
В начале XIX века венецианский художник, сценограф и оформитель, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, приглашенный Н.Б. Юсуповым и навсегда оставшийся в России, создаёт совместно с архитектором Осипом Бове на территории Архангельского театр. Необычность проекта заключалась в том, что театр предназначался не столько для крепостных опер и балетов, но для спектаклей, в которых роль действующих лиц и исполнителей отводилась исключительно декорациям, получивших название "Музыка для глаз".
Гонзаго не являлся основоположником столь оригинального театрального жанра. Его идея, горячо поддержанная князем Юсуповым, заключалась в возрождении театра декораций, имевшего широкое распространение в Италии XVIII века. Декорации кисти Гонзаго, ставшие шедеврами русской сценографии, под музыку приводились в движение специальным механизмом. Всего для театра в Архангельском мастер выполнил двенадцать перемен декораций, из которых до сего времени уцелели всего четыре. Художник, архитектор и постановщик, Гонзаго стал также одним из первых теоретиком видеоряда.
На премьеру к Юсупову в 1818 году пожаловали не только вельможи, но и августейшие особы. Не поняв замысел происходящего на сцене, и не увидев на сцене привычного действа, они были немало разочарованы спектаклем. В то же время, никто не намеривался оспаривать художественную ценность декораций, казавшихся столь же искусными, как и реалистичными. В Архангельском и за его пределами даже существовало немало занятных историй, описывающих приключения и неловкие ситуации незадачливых гостей, перепутавших творения Гонзаго с реальностью.
Любопытна техника создания декораций, признаваемых уже в те времена образцом совершенства сценической живописи. Некоторые масштабные произведения были выполнены, в том числе, путём налива красок на горизонтально уложенное полотно, которые затем нередко раструшивались ногами. Эти чудесные "ножные маранья" при особом освещении превращались в божественные виды, приводившие в восторг не только публику, но и театральных критиков, включая "мир искусника" Александра Бенуа, век спустя находившего их "полным очарованием".
После неудачной премьеры князь Николай Борисович не отказался от своей идеи, и при нём театр Гонзаго достигает наивысшего расцвета, а сам художник, создававший в тот же период декорации для императорских театров Москвы и Петербурга, пользуется почётом и уважением. Наследникам же Юсупова не удалось сохранить театр в первоначальном виде, к чему они и не стремились, со временем он пришёл в упадок, а декорации, хранившиеся в кладовых в свёрнутом виде, даже считались долгое время утраченными.
Театр Гонзаго представляет значимость не только как один из немногих деревянных театров дошедших до наших дней без реконструкций и перестроек. Специалисты высоко ценят акустику зала, и не раз предлагали вернуть на сцену ставшего музеем театра спектакль декораций и старинные камерные постановки. С конца XX века проводились весьма дорогостоящие работы по реставрации и копированию декораций.
В 2014 году в рамках фестиваля "Дворянское гнездо" сцена театра Гонзаго встретила восстановленную мистическую дворцовую оперу "Ленора" в исполнении молодых солистов Мариинского театра. Несколько запутанный сюжет с религиозно-философским подтекстом, повествующий о девушке из благородной семьи и являющемся ей призраке жениха, погибшего на Прусской войне, произвел сильное впечатление на ценителей классического искусства. Опера Мариинского театра шла один сезон, после чего театр вновь стал музеем, строго ограничившим число посетителей.
Согласно описаниям различного времени, почти со дня своего основания Усадьба как бы жила минувшим столетием. Уже во времена Голицына парк считали старомодным, современников и ровесников Н.Б. Юсупова Архангельское уносило воспоминаниями в екатерининскую эпоху, на людей же, перешагнувших рубеж XXI века, тенистые липовые аллеи почти неизбежно навевают воспоминания, в том числе и о веке XX.
Архангельское прочно ассоциируется не только с именем вельможи, пережившего трёх российских самодержцев, но и с другим представителем этого знатного рода — Феликсом Юсуповым, который был участником заговора против Распутина. Мало кто знает, что с Архангельским связана биография ещё одного политического долгожителя, деятеля советских времён председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина, находившегося во власти при Сталине, Хрущёве и Брежневе.
Рано получив высокий пост в советском правительстве, Косыгин обосновался на одной из правительственных дач в подмосковном Архангельском ещё до войны. Впоследствии она стала его официальной резиденцией. Он любил проводить здесь редкие дни отдыха, совершая длительные пешие прогулки по Архангельскому. В 1960-х годах последовала смена государственных и партийных должностей А.Н. Косыгина. Смена должности должна была означать и смену дачного адреса, но покидать дачу № 1 , весьма скромную для премьер — министра он категорически отказался.
В числе соседей по архангельским госдачам и частых гостей А.Н. Косыгина, оказавших влияние на ход истории, был первый Нарком вооружения, руководитель атомного проекта Борис Львович Ванников, — личность колоритная и также овеянная многочисленными легендами. Наиболее яркая из них, основанная на реальных фактах, повествует о том, как репрессированный перед войной Ванников после разговора со Сталиным, обеспокоенным перебоями с поставками оружия в 1941 г., был реабилитирован и вновь назначен Наркомом вооружения в тот же день.
О том, какую роль играл Косыгин в смещении Хрущёва, известно мало. По воспоминаниям внука А.Н. Косыгина, академика А.Д. Гвишиани, Брежнев бывал в гостях у Косыгина на его даче всего несколько раз. Наиболее запомнившийся визит состоялся как раз незадолго до отставки Хрущёва. Вероятнее всего, именно в загородной резиденции Косыгина и была решена судьба генсека.
Именно с Архангельским связан трагический и поистине уникальный случай из жизни самого восьмого советского премьера. До 74 лет Косыгин был в очень хорошей физической форме, он занимался спортом, увлекался байдаркой. В тот день никого из родственников Алексея Николаевича на даче не было. Его байдарка перевернулась, и он фактически утонул. Косыгина вытащил из воды сотрудник охраны, и его реанимировали в военном госпитале. После чудесного спасения председатель Совмина оставался на архангельской даче до последних лет жизни.
Местные старожилы не только припомнят шагающего по Архангельскому в сопровождении чёрного лабрадора Косыгина, но и укажут тропу к "косыгинской кунсткамере" — музею диковинных подарков, привезённых премьером из многочисленных поездок и переданных им в Архангельскую среднюю школу, ныне носящую его имя. Просторное кирпичное здание школы с витринными окнами было построено по распоряжению Алексея Николаевича на месте избы, сооруженной для учащихся посёлка ещё князьями Юсуповыми.
В тенистых аллеях Архангельского скрывается знаменитый ресторан "Усадьба", построенный в 1960-е годы и сразу же превратившийся в своеобразный почти закрытый клуб. В нём собирались представители элиты в самом неожиданном сочетании и диапазоне от поэтов и театральных деятелей до "золотой молодёжи", министров и зарубежных послов. Среди завсегдатаев были Владимир Высоцкий и Марина Влади, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Галина Брежнева и тот же советский премьер, который не раз заходил с охраной с тем, чтобы отобедать и послушать живую музыку.
Пройдя через парк, спустившись на нижнюю террасу Партера, посетитель устремляет взгляд в сторону водоёма, затем невольно оглядывается назад, на величественное здание Большого дома, торжественно высящееся на вершине живописного холма. И тут только приходит понимание, что название "Подмосковная Швейцария" не только содержит намёк на аристократизм здешних мест, но несёт в себе конкретное значение, описывающее особенности ландшафта.
Поистине загадочным явлением представляется та щедрость, с которой природа наградила "Архангельское", предопределив избранность и историческую миссию. Уникальность места заключается не только в том, что здесь сосредоточены многочисленные достопримечательности, исторические и культурные ценности. Целебные свойства здешней природы позволили признать Архангельское климатическим курортом и широко использовать его в качестве рекреационной зоны. Здесь располагается один из лучших в России военных санаториев, корпуса которого, сменив оранжереи, были отстроены на нижней террасе Партера в едином стиле с дворцовым комплексом.
Как курорт средней полосы, "Архангельское", не имея славы Кисловодска или Карловых Вар, пожалуй, не уступает им по разнообразию целебных свойств. В зоне отдыха расположен источник минеральной воды, выстроен мраморный бювет, отдыхающим предлагают принять ванны с минеральной и реликтовой морской водой. По-видимому, ни один из знаменитых курортов мира, удалённых от морского побережья не имеет в распоряжении собственного источника морской воды. Реликтовое подземное море Архангельского — ещё одна загадка Подмосковного Версаля.
С набережной открывается незабываемый вид на водоём и просторы, особенно впечатляющий в ранние вечерние часы, когда в отдалении неясной цепочкой сияний подобных светлячкам, угадываются огни городов. Удивительно, но именно в Архангельском можно почувствовать и признаки возрождения подмосковной природы. По берегам водоёма — старицы реки Москвы в мае зацветают жёлтые ирисы. В рощах поют соловьи, прилетают дятлы, сороки. Сотрудники музея из года в год наблюдают лисиц, поселившихся возле театра Гонзаго.
В этот парк быть может, следовало бы приехать только ради того, чтобы полюбоваться редкими экземплярами деревьев, вековых лип, дубов и лиственниц, высаженных ещё во времена Голицына. Восхищает искусство местных садоводов. Беседки и перголы лишь с почтительного расстояния кажутся увитыми лозами дикого винограда или другого подобного вьющегося растения, создающими глубокую сень и прохладу даже в тридцатиградусную жару. При ближайшем рассмотрении выясняется, что перевиты они не плющом и не виноградом, а ветвями уникальной кустовой липы.
Как говорилось в начале повествования, в наше время усадьба-музей Архангельское стала известным культурным центром и арт-площадкой. В недавние годы здесь проводились многочисленные фестивали: "Дворянское гнездо", "Шедевры Барокко", "Эко Life", "Усадьба Джаз". Аудитория фестиваля "Усадьба Джаз" ежегодно достигала около тридцати тысяч человек. Не так уж далеко от усадьбы находятся Barvikha Luxury Village, музей военной техники, конноспортивный клуб международного класса "Новый Век", привлекает публику и Красногорск, в последние годы из города-спутника превратившийся в самостоятельный деловой центр.
В отличие от Коломенского или Кускова, являющихся местом широких народных гуляний, Архангельское по-прежнему оказывается притягательным в первую очередь для натур утончённых и романтических, а также тех, чья деятельность так или иначе связана с искусством. Постоянные посетители и приверженцы Архангельского справляют здесь свадьбы, проводят дефиле в костюмах прошлых столетий, устраивают проезды на ретро автомобилях и катание в каретах. Кто знает, может быть, именно их история станет следующей загадкой Подмосковного Версаля. Приосанившись и подобрав подолы и шлейфы громоздких театральных платьев, они торопливо проходят мимо знаменитых львов, свирепых и загадочно улыбающихся, а мраморные статуи, как будто не замечая происходящего спектакля, бесстрастно смотрят вдаль. Смелее! Архангельское не одно столетие играет в прятки с минувшим и благосклонно примет новых участников игры, не забыв установить для них свои особые правила!
Влада Петушкова
Март 2016 г.
Список литературы:
- Глозман И. М. Кусково. Останкино. Архангельское. М., Искусство, 1976
- Гвишиани А. Д. "Феномен Косыгина. Записки внука. Мнения современников" М., Фонд культуры "Екатерина", 2004
- Ипполитов Аркадий "Отнять охранную грамоту", Коммерсантъ, 29.05.2015
- Ходнев Сергей "Театр Гонзаго в Архангельском" Architectural digest
- Телеканал Культура "О реставрации театра Гонзаго в усадьбе "Архангельское" 29.08.2008
- Гвишиани А. Д., Петушкова В. В. "Дневник премьера", мультимедийный сборник, 2015 г.