Жизнь в воде: как Париж пережил потоп
Людовик XV
За 150 лет метеорологических наблюдений май 2016 года выдался самым холодным и дождливым во Франции. Серое низкое небо, пронизывающий ветер, вечно моросящий дождь, переходящий в ливень — все эти прелести природы вкусили парижане сполна. По утрам, глядя в белесый туман, легко себе вообразить, что находишься в Англии. Такой, какую ее представляешь по школьным учебникам. И уныние накрывает с головой.
Дождей было так много, что наводнение оказалось неизбежным. В силу особенностей климата Франции абсолютное большинство наводнений не связано с весенним таянием снега. Во всем виноваты проливные дожди. Максимальное количество осадков выпадает в конце осени и в начале зимы. Но в этом году все пошло по-другому, и май явил свой буйный лик.
Сначала переполнились водой притоки Сены — Марна с Йонной и Луэном. Маленькие городки поплыли. Особенно пострадал Немур, что стоит на реке Луэн. Жителей начали эвакуировать. 25 тысяч человек остались без электричества. По новостным каналам каждый вечер показывали оранжевую опасность — наивысшую во Франции — для Парижа и Иль-де-Франса.
Масса воды не успевала впитываться землей, заливала луга и поля. И вот наступил день, когда уровень воды в Сене начал медленно, но непрерывно подниматься.
В Париже через Сену построено 37 мостов. У опоры одного из них, моста Альма, стоит каменная фигура Зуава — французского солдата XIX века, таких набирали среди жителей Северной Африки. Широкие шаровары, борода. По этой фигуре уже более 100 лет парижане определяют вероятность наводнения. В обычное время Зуав виден во всей красе. Он стоит на каменной основе. Если вода поднялась до колен Зуава — полбеды. Река не выходит из берегов. Если Зуав в воде по пояс — опасно. Набережные подтоплены и закрыты для машин и людей, сооружают оградительные барьеры. Если Зуав погрузился в воду по шею — катастрофа!
Так было в 1910 году. Это стало самым крупным парижским наводнением XX века. Вода поднялась тогда на 8 метров 68 сантиметров. Сена вышла из берегов и хлынула на улицы города. Была зима, и жители Парижа были готовы к подобному сценарию. Поэтому, к счастью, жертв почти не было. Правительством были эвакуированы 200 тысяч человек. И все же вода затопила 20 тысяч домов. По улицам Парижа, как в Венеции, люди плавали на лодках. Сохранилось много фотографий того наводнения. Любопытно их рассматривать. Вот в серой дымке вырисовываются очертания молодой еще Эйфелевой башни, а на ближнем фоне в лодке месье в котелке на голове плывет на службу. Вот по шатким мосткам через воду идут дамы в широкополых шляпах с перьями. Вот улица Риволи с шикарными магазинами, затопленная водой. И лодки, лодки.
Во время сегодняшнего наводнения вода поднялась на 6 метров и 10 сантиметров. Это — уровень талии Зуава. Зрелище редкое и интересное. И я, как и многие парижане, вышла посмотреть на все своими глазами.
Мутная вода бежит с большой скоростью. Стихия. Вода несет бревна, непонятные обломки, увлекает мусор, пластиковые бутылки и даже чудом уцелевший воздушный шар. Набережные затоплены, и одинокие головки фонарей торчат из воды, как поплавки. Интересно, светят ли они по вечерам, — проскакивает мысль. И тут же мчится дальше вместе с водой. Вдоль берегов стоят на приколе баржи-дома. Их обитатели оказались отрезаны от суши и выбираются на берег по пояс в воде. Кое-где из воды торчат велосипеды и даже автомобили. Кто-то неудачно припарковался.
Вся эта масса несется через Париж в сторону Ла Манша. Привет, Англия! Неукротимость потока притягивает зрителей. Все мосты наводнены людьми с фотоаппаратами и телефонами в руках. Селфи — я и Сена — самый популярный сюжет этих дней. Настроение у парижан приподнятое, почти праздничное. Это удивительно, но столько веселых и возбужденных лиц я уже давно не видела на улицах Парижа. Чему же радоваться? Ведь впереди подсчет потерь и убытков. Но это впереди. А сейчас мы наблюдаем необычное и редкое (не чаще, чем в 50 лет) зрелище — демонстрацию мощи природы в пространстве современного города. Интересно и то, что большинство людей никак не соотносит разрушительную силу воды с собой. Это как в кино, когда и жутко , и безопасно одновременно. Ведь ты сидишь дома на диване, а все ужасы и катаклизмы — это лишь плод воображения ушлых киношников. Стремительно несущаяся вода завораживает зрителей, и уносит с собой проблемы парижан. А ведь этих проблем немало: это и бесконечные забастовки против нового трудового законодательства, и угроза новых терактов, и многое другое. И вот разлившаяся река уносит в своих мутных водах тяжелые мысли. Все дальше и дальше от нас. Кажется, что все проблемы отступили. Шоу, устроенное природой, продолжается!
Вода прибывала до 4 июня. А потом начался спад. По оценкам специалистов, вода вернется к своему обычному уровню дней через 15. В целом, французские власти достойно справились с наводнением. Вовремя было оповещено население, вовремя вдоль набережных были возведены барьеры и оцеплены опасные зоны. В превентивных целях были закрыты некоторые музеи , в том числе и Лувр, а коллекции из их фондохранилищ, подвалов и запасников были перевезены в безопасное место. Навигация по Сене скоро восстановится.
Мало-помалу жизнь входит в свое нормальное русло. Надолго ли? Ведь снова обещают дожди...
Ирина Иванова-Гарзи