Кинематограф на службе у геофизики. Часть 1. Землетрясения
"Здесь — землетрясенья страхи..." И. В. Гете, "Фауст"
Фильмы, рассмотренные в интервью:
1. Землетрясение, Арм., Рос., 2016, реж. С. Андреасян
2. Землетрясение, Китай, 2010, реж. Ф. Сяоган
3. Землетрясение, Канада, Литва, 2005, реж. Т. Такач
4. Разлом Сан-Андреас, США, 2015, Б. Пейтон
Американские ученые спрогнозировали землетрясения на 2018 год. На собрании Геологического сообщества Америки был сделан доклад о связи между вращением Земли и сейсмической активностью. Роджер Билэм из Колорадского университета в Боулдере и Ребекка Бендик из Университета Монтаны в Миссуле исследовали землетрясения магнитудой 7 и выше начиная с 1900 года. В результате они обнаружили пять периодов, когда сильных землетрясений было намного больше, чем в остальное время. Выяснилось, что за снижением вращения Земли следовало повышение числа сильных землетрясений. Учитывая, что в очередной раз вращение Земли начало замедляться более 4 лет назад, с 2018 года на планете может происходить до 20 сильных землетрясений ежегодно.
Зачастую камеры видеонаблюдения если и успевают что-то зафиксировать, то лишь падающие банки в супермаркете за много километров от эпицентра катастрофы. Не оставаясь равнодушным, кинематограф пытается запечатлеть случившееся более выразительными средствами. При этом в прошлом веке эта тема не была популярной у режиссеров (вероятно, за неимением достаточных технических возможностей). Однако за последние 20 лет появилось множество фильмов разного художественного уровня о землетрясениях. О некоторых из них мы побеседовали с Борисом Аркадьевичем Дзебоевым, кандидатом физико-математических наук, заведующим лабораторией геофизических данных ГЦ РАН.
Борис Аркадьевич, что мы вообще знаем о природе возникновения землетрясений?
Землетрясения представляют собой сложнейшие природные явления, связанные с динамикой литосферных плит, накоплением тектонических напряжений и их сброса. Однако ученые пока что физику этих процесса изучили не до конца, а значит, не могут точно предсказывать землетрясения. Хотя в отдельных случаях бывают удачные прогнозы.
Чем же в таком случае занимаются ученые?
На сегодняшний день главная задача ученых — оценка сейсмической опасности территории, а именно — построение карт сейсмического районирования. Эти карты дают ответ на вопрос, какие землетрясения стоит ожидать в конкретном регионе. На основе этих карт строятся здания, способные выдерживать ожидаемые сейсмические нагрузки.
Но ведь существуют регионы, где землетрясения случаются достаточно часто. Фильм "Разлом Сан-Андреас", насколько я понимаю, об одном из таких регионов?
Да, Сан-Андреас действительно опасная зона. Но горный пояс Анд и регион Японии являются более сейсмоопасными. В этих регионах происходили самые сильные из известных землетрясений. При этом и в этих регионах можно строить современные высотные здания. Как мы знаем, в 2011 году при землетрясении в Японии с магнитудой 9 большая часть жертв и разрушений были вызваны не землетрясением. Причиной основных жертв стало цунами, к которому не оказались готовы. Следует заметить, что не каждое землетрясение, происходящее в акватории океана, цунамигенное.
Если говорить про фильмы о землетрясениях, то в какой мере можно говорить об их научности?
По моему мнению, по-настоящему реалистично кинематограф не может показать землетрясение. Основные разрушения при землетрясении происходят достаточно быстро. В фильмах все длится гораздо дольше. Помните, как герой фильма "Разлом Сан-Андреас" успел через полгорода пролететь на вертолете и спасти жену с крыши здания пока это здание разрушалось землетрясением. Или в фильме про Спитакское землетрясение большая часть жителей города успела покинуть дома, что наверняка...
...невозможно?
Думаю, невозможно. По официальным данным, все разрушения от Спитакского землетрясения произошли всего за 30 секунд! Сомневаюсь, что за это время люди могут выбежать из зданий, выпрыгнуть в окна, когда качает из стороны в сторону и на голову падают куски бетонного потолка.
В фильме про Спитакское землетрясение режиссер пытается показать зрителю катастрофу национального масштаба, в то время как в фильме про Таншаньское землетрясение 1976 года о масштабах бедствия ничего не говорится. А между тем это землетрясение по количеству жертв является вторым из известных.
А первое какое?
Землетрясение 14 февраля 1556 года в Китае. Оно унесло жизни более 800 тыс. человек. Кстати, о погибших. В русском дубляже фильма про Таншаньское землетрясение, когда мужчина в конце едет на велосипеде вдоль монумента, закадровый голос говорит, что при землетрясении погибло 24 тыс. человек. А на самом деле — как минимум четверть миллиона! Это официальные данные. А по оценкам Красного Креста и ООН было не менее 600 тысяч погибших. Все было разрушено до основания, погиба подавляющая часть населения.
Не кажется ли Вам, что какую-то долю научности пытались привнести создатели фильма "Разлом Сан-Андреас", когда герой сидит с датчиком на плотине и пытается что-то измерять...
Вот эту долю научности я и не понял. Этот фрагмент фильма показывает зрителю, что землетрясение легко прогнозировать. А это не так. Герой измеряет на плотине неизвестно какие геофизические поля и говорит, что вот-вот будет очередной сейсмический толчок...
Знаете, это какая-то красивая сказка.
Там еще сказано, что изображенный офис — единственное сейсмоустойчивое здание в городе...
Там показана катастрофа такого масштаба, что, боюсь, ковер-самолет рухнул бы. Что такое сейсмоутойчивое здание? Это здание, которое построено с учетом всех возможных сейсмических нагрузок для данной местности. А в фильме под действием землетрясения весь рельеф местности изменяется. Каким образом отдельно взятое здание выстоит?
А как Вам представленный реквизит и техническое оснащение специалистов в этом фильме?
По-моему, главный инструмент современного отдельно взятого ученого — это ноутбук. Если у тебя его нет, то сделать расчеты и произвести анализ данных невозможно.
Хорошо. В научном плане все ясно. А какой фильм произвел на Вас чисто художественное впечатление? Может быть, "Землетрясение" Т. Такача ?
По-моему, этот фильм нет смысла даже обсуждать. Его можно было выключить уже на 5 минуте. Но сам я посмотрел дважды. Второй раз, чтобы улыбнуться воображению сценариста и режиссера. В фильме американцы строят ядерную электростанцию под Махачкалой, в которой есть метро, люди говорят по-английски... Когда в фильме происходит первое землетрясение — на экране демонстрируются крупные разрушения, разломы земной поверхности и т.д. А на утро оказывается, что землетрясение на ядерный реактор никак не повлияло. К тому же, в фильме очень некачественная компьютерная графика, слабая режиссерская работа. Зато меня зацепил китайский фильм. Он наиболее качественный из всех, что я видел. Там есть такая искренность в персонажах.
Психологически он лучше раскрыт, чем фильм про Спитак?
Есть ощущение, что в фильме про Спитак некоторые моменты позаимствованы у китайцев. Сюжетные перипетии, например... Да и по эстетике они похожи. Только само землетрясение у них мало показано, но об этом мы уже говорили. А в фильме про Спитак меня смутило отсутствие местного колорита, например. Насколько я понимаю, картину снимали в Подмосковье, где и воссоздали все руины, но почему-то забыли про горы... Получился фильм о кавказской стране без гор. Кинокритики тоже обратили на это внимание.
А мне показалось, что и сценарий слабоват, особенно в плане диалогов, с помощью которых хотят показать армянский менталитет. Кстати, у Вас есть друзья из Армении? Каково их мнение об этом фильме?
Для жителей Армении Спитакское землетрясение — больная тема. Трагедия произошла в рабочее время. Много людей были погребены под обломками зданий, больниц, школ, детских садов. Людям трудно это вспоминать. Тем более что многие прекрасно понимают еще одну причину, по которой рухнули здания. При строительстве экономили цемент, воровали... Но не все хотят это признавать.
Да, это уже государственная, а не научная проблема. В китайском фильме, кстати, показано, что государство привлечено к ликвидации последствий землетрясения.
Конечно, когда происходит подобная катастрофа, кто-то должен руководить спасательной операцией. Стоит сказать, что после Спитакского землетрясения Советский Союз впервые открыл границы для иностранных спасателей, медиков. Около 11 стран оказывали помощь в разборе рухнувших зданий, предоставили медицинскую помощь пострадавшим, вели восстановительные работы. После этого землетрясения была создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая после распада СССР преобразовалась в МЧС России.
Но при этом в фильме роль государства вообще не показана.
Это только потому, что не сразу был понятен масштаб произошедшей катастрофы. Полномасштабная спасательная операция в Спитаке началась на третьи сутки.
И напоследок — немного странный вопрос... Многие ученые, чтобы лучше понять природу изучаемого ими объекта, испытывают на себе действие тех или иных явлений. Помните одержимого ядерщика Гусева из фильма "Девять дней одного года?" Скажите, Вам бы как геофизику не хотелось в качестве научного эксперимента оказаться в эпицентре землетрясения?
С одной стороны, конечно же, хочется. Но с другой — это практически невозможно. В Москве, где я сегодня работаю, землетрясения не происходят. Раньше были эпицентральные экспедиции в районы произошедших сильных землетрясений. Сегодня эпицентральные исследования в России не производятся.
Спасибо за интервью.
Д. Савинова