Великий акванавт Анатолий Сагалевич: Глубоководные аппараты «Мир» получились идеальными
22 декабря 2023 г.
О создании глубоководных аппаратов, экспедициях к месту гибели подлодок «Курск» и «Комсомолец», «Титане» и «Титанике», а также многом другом рассказал журналу «Родина» д. т. н. проф. А. М. Сагалевич, создатель нового направления – исследования океана с применением глубоководных обитаемых аппаратов, руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН.
– Вы коснулись трагедии «Титана»...
– Во-первых, батискаф был сделан в обход всяких правил создания подобных аппаратов. Его нигде не сертифицировали, да и за строительством, в общем-то, никто не следил. Обычно такие штуки строят под контролем специальных сертификационных организаций. Скажем, в нашей стране есть отделение подводных технических средств при Российском морском регистре судоходства. Аналогичные структуры существуют по всему миру. В США – American Bureau of Shipping, в Великобритании – Lloyd s Register, имеющий «дочек» в других государствах Содружества. Во Франции с 1828 года работает Bureau Veritas. Ну и так далее. Можно долго перечислять: Норвегия, Япония, Китай...
Только эти регистры вправе сертифицировать любые глубоководные аппараты. Без подтверждающего документа они погружаться не могут. Когда мы с «Мирами» вышли на международную арену, первый вопрос был именно о свидетельстве. А у «Титана» такой бумаги не было, в компании OceanGate решили сэкономить. Тем более что погружения они совершали в международных водах, где подобные разрешения не требуются.
Правда, сперва надо было выйти в море, но эту формальность, полагаю, обошли, банально сунув взятку обслуживавшему судно портовому агенту, который обязан был проверить документацию и технические средства. Что такое 10–20 тысяч долларов для миллиардеров, заплативших по четверть миллиона за возможность нырнуть к «Титанику»? Копейки!
Погибший аппарат изначально был неграмотно сделан. Прочный корпус изготовили из углепластика, а это материал очень хрупкий. При малейшем нарушении разлетается в пыль, рассыпается на сотни осколков, как стекло при сильном ударе. Ничего в итоге не остается.
Полную версию интервью можно прочесть в журнале «Родина».
Метки: ИО РАН