Ледовый эксперт Анна Тимофеева о постановке в дрейф ЛСП «Северный полюс»
15 июня 2023 г.
С 5 по 8 июня прошла III Всероссийская школа молодых учёных «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике», организованная Геофизическим центром РАН и Научным Советом РАН по изучению Арктики и Антарктики, при финансовой поддержке Российского научного фонда.
Открывал мероприятие доклад научного сотрудника отдела ледового режима и прогнозов Арктического и Антарктического Научно-Исследовательского Института (ААНИИ) Анны Тимофеевой о НЭС «Северный полюс» или Ледостойкой Самодвижущейся Платформе (далее — ЛСП, платформа). Анна рассказала о ходе работ и первых научных результатах экспедиции, получившей очередной порядковый номер дрейфующих станций — СП-41.
ЛСП, наверное, один из самых ярких проектов последнего года. Расскажите о ваших впечатлениях и о вашем непосредственном участие.
Я участвовала на начальном этапе экспедиции, при постановке в дрейф, или, как часто говорят, на этапе «вмораживания» судна.
Экспедиция выполнялась двумя судами, непосредственно ЛСП и НЭС «Академик Трёшников». Я находилась на судне сопровождения, на «Академике Трёшников». Именно его команда пришла в район работ заранее для того, чтобы отсмотреть «льдины-кандидаты» и выбрать подходящую. Для отбора льдин проводился тщательный мониторинг по спутниковым изображениям в течение нескольких месяцев до начала экспедиции. На борту «Академика Трёшникова» находилась группа специалистов, задачей которой был оперативный поиск, осмотр и окончательный выбор базовой льдины для научного лагеря и швартовки ЛСП. Мне выпала честь быть в составе этой группы. Именно руководство экспедиции на «Академике Трёшникове» должно было принять решение к какой льдине будет пришвартована платформа, после чего встретить ее на кромке и провести к месту постановки в дрейф.
Задача была довольно непростая, поскольку, кроме всего прочего, район постановки подвергся значительному летнему таянию. Смещаться на запад не было возможности, там бы мы ничего не нашли, а на восток нельзя, поскольку есть риск попасть в антициклональный круговорот в канадской Арктике вместо трансарктического дрейфа. Остается только продвигаться на север, однако здесь тоже сложность: чем севернее точка начала, тем быстрее платформа окончит свой дрейф, да и просто ее сложнее туда подвести в условиях уже начавшегося активного ледообразования. При этом оперативная спутниковая информация в высоких широтах не всегда доступна, а лед постоянно дрейфует. Сильный дрейф в эти несколько дней (около 70 км за 3 дня) серьезно осложнял работы, поскольку в отсутствие спутниковой информации приходилось фактически вручную высчитывать координаты льдин, которые мы хотим отсмотреть с учетом ветра и дрейфа.
Каким образом проходил отбор льдины на месте?
Во-первых, мы были очень ограничены во времени, буквально 2-3 дня. Придя в район и подойдя к первой намеченной льдине одна группа специалистов отправилась сразу ее обследовать, другая же отправилась в ледовую разведку на вертолете по намеченному маршруту (на борту «Академика Трёшникова» базировался вертолёт Ка-32). На борту вертолета в таких полетах находился ледовый разведчик, который определяет место под посадку на льдину и координирует весь процесс, и пара специалистов для контактного осмотра льдины. За один полет отсматривалось несколько льдин, на некоторые совершалось по несколько посадок в разных частях. После чего намечались наиболее перспективные и принималось решение подойти к ней бортом судна для более тщательного осмотра и проверки. Таким образом в течение нескольких дней было обследовано более 20 льдин (большинство с вертолёта). Вертолетные работы всегда могли быть осложнены непредсказуемыми метеоусловиями. К тому же необходимо было ориентироваться на светлый период дня, который смещался из-за смены часового пояса при продвижении на восток, да и в принципе уже сокращался из-за приближения полярной ночи. Приходилось смещать в том числе судовое время для того чтобы по максимуму использовать светлое время для работы.
В конце концов выбор пал на одну из льдин, у которой средняя толщина была больше, чем у других (метр и более), присутствовали как переторошенные участки, которые выполняют роль схожую с «рёбрами жёсткости», так ровные участки, подходящие для размещения инфраструктуры станции.
К тому же к этой льдине можно было без преодоления сложной ледовой обстановки провести ЛСП, что тоже немаловажно, ведь на тот момент, хоть и были испытания модели судна в ледовом бассейне, но натурных ледовых испытаний еще не было (они как раз и были проведены там же), но до этого никто не видел, как платформа будет себя вести в реальных льдах. Поэтому некоторые отдаленные довольно неплохие льдины все же были исключены.
После встречи на кромке дрейфующих льдов «Академик Трёшников» провел НЭС «Северный Полюс» к выбранной льдине.
То есть ЛСП шла по следу «Академика Трёшникова»?
В принципе да, к выбранной льдине мы вели ее в канале. Однако, когда было выделено время и место, платформа показала, что она справляется с заявленной предельной лёдопроходимостью, самостоятельно преодолевая лёд при проведении ледовых испытаний. Швартовка ЛСП к выбранной льдине проходила таким образом: сначала «Академик Трёшников» аккуратно пробил небольшой канал вглубь льдины, приблизительно на два корпуса, осторожно вышел оттуда, отошел на некоторое расстояние, и по его следу в канал зашла ЛСП, где и была пришвартована для дальнейшего дрейфа.
По своим габаритам «Академик Трёшников» и ЛСП сопоставимы?
Да, ЛСП немного уже (ширина ЛСП «Северный полюс» 22,5 м, НЭС «Академик Трёшников» 23,25 м. — прим. ред.).
После швартовки ЛСП «Академик Трёшников» сопровождал дрейф?
Нет, мы оставались буквально на несколько дней, чтобы помочь организовать лагерь. Тяжелое оборудование и другие элементы лагеря были выставлены на лед с помощью вертолета, базирующегося на борту «Академик Трёшникова». Затем, так же с помощью вертолета, была организована распределенная сеть наблюдений — в радиусе 15 км расставлены буи с разным набором измеряемых характеристик и возможностей, о которых я рассказывала в своем докладе. Я как раз координировала эти работы. Всего в рамках основной схемы было выставлено 15 приборов, дополнительно на удалении 25–190 км от ЛСП было расставлено еще 6 буев. Так же мы приняли участие в торжественном открытие станции второго октября 2022 г.
ЛСП это не первый ваш опыт именно «вмораживания» судна. В 2019 году вы участвовали в экспедиции MOSAiC на немецком ледоколе «Polarstern».
Да, подход был тот же и мои задачи были такими же. В экспедиции MOSAiC я являлась официальным участником только первого этапа, когда «Polarstern» вставал в дрейф, и тоже на судне сопровождения — НЭС «Академик Федоров».
То есть ваше участие во вмораживание ЛСП было обусловлено в том числе имеющимся сопоставимым опытом.
Да, в целом так.
Можете сравнить эти экспедиции по впечатлениям, оснащению, организации?
Пожалуй, не стоит сравнивать эти экспедиции. Экспедиция MOSAIC это крупнейший международный разовый проект, с большим количеством участников, в том числе специалисты Арктического института. А ЛСП — полностью отечественный проект, к тому же продолжающий уже многолетний опыт и планируемый как регулярный.
(Срок эксплуатации ЛСП рассчитан на 20–30 лет. Т.е. сегодняшняя экспедиция по сути является опытной, по ее результатам будут проведены доработки, в течение срока службы пройдет до и переоснащение платформы — прим. ред.)
В прошлом году были в экспедиции на северный полюс «Ледокол открытий», которая носила просветительский характер.
Да, это проект, который организовал Росатом на ледоколе «50 лет Победы» для школьников-победителей конкурса Большая перемена (АНО «Большая перемена» — прим. редактора). Я была одним из экспертов арктического блока, принимала участие с лекцией и мастер-классом, заодно удалось установить исследовательский буй непосредственно на северном полюсе.
ААНИИ готовил несколько выпусков проекта #детиполярников, ваши маленькие полярники так же принимали участие (https://vk.com/video-165713521_456239171). Как они реагируют на ваше участие в экспедициях и все, что с этим связано?
Да, у меня трое детей и им не кажется, что мама занимается чем-то необычным. Подумаешь — ледокол, медведи, льды. Арктика в порядке вещей. Пока еще не поняли.