Сектору гидрологии и водного хозяйства Карело-Финской базы Академии наук СССР (ИВПС КарНЦ) – 75 лет!
29 января 2021 г.
31 января Сектор гидрологии и водного хозяйства Карело-Финской базы Академии наук СССР (ныне Институт водных проблем Севера КарНЦ) отмечает 75 лет со дня создания. О достижениях карельских ученых, а также о том, где была открыта первая русская грязелечебница, какую воду нужно пить жителям Карелии и что необходимо для успешного решения водных проблем Севера – рассказывает член-корреспондент РАН, доктор географических наук, профессор, советник РАН Карельского научного центра Николай Николаевич Филатов.
- Николай Николаевич, чем привлекательны для науки земли Карелии?
– Во-первых, геологическое строение территории современной Карелии богато разнообразием ландшафтов. Большая ее часть находится в пределах Фенноскандинавского (Балтийского) кристаллического щита, где на поверхность выходят древнейшие горные породы, представляющие огромный интерес для изучения ранней истории нашей планеты.
Кроме того, в Карелии находятся различные природные комплексы: лесные, болотные, луговые, горно-тундровые и прибрежно-водные. Здесь имеется возможность установить закономерности трансформации водных и наземных экосистем при многофакторных антропогенных и климатических воздействиях.
И, наконец, Карелия – это самый богатый водными объектами регион в России. Здесь располагаются большие части Ладожского и Онежского озер, более 60 тысяч разнообразных озер, 27 тысяч рек, подземные воды, часть Белого моря.
- Кто стал первооткрывателем несметных богатств карельской земли?
– В 1717 году Петр I узнал, что в Карелии найдены железистые воды и лечебные грязи. Химический анализ проб из этих источников выполнил лейб-медик Петра I, будущий первый президент Петербургской Академии наук и художеств Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Так был основан первый русский курорт – «Марциальные воды».
И, конечно, надо вспомнить естествоиспытателя, просветителя, ординарного академика Академии наук Николая Яковлевича Озерецковского, который в конце XVIII века провел исследования Онежского и Ладожского озер, Белого моря.
– В советское время изучение ресурсов края приобрело более планомерный характер: были созданы научные структуры от Академии наук. С чем это было связано?
– После Второй мировой войны перед СССР стояла неотложная задача – быстро восстановить экономику страны. Поэтому в 1946 году была создана Карело-Финская научно-исследовательская база АН СССР, а в ее составе – сектор гидрологии и водного хозяйства (позже – Отдел водных проблем Карельского филиала АН СССР). С 1946 г. сектор выполнял планомерное изучение внутренних водоемов Карелии и водного хозяйства, проводилась инвентаризация водных ресурсов, оценка возможного использования вод в соответствии с нуждами различных отраслей народного хозяйства.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные достижения Отдела водных проблем Карельского Филиала АН СССР?
– Ученые Отдела активно участвовали в развитии территории. Провели широкий комплекс исследований, на основе которых был создан ряд энергетических объектов, оценено влияние многочисленных целлюлозно-бумажных комбинатов на качество вод озер и даны рекомендации для их сохранения. Отдел участвовал в проектировании и строительстве г. Костомукша и Костомукшского ГОКа, организации заповедника «Костомукшский».
В 1960–1970 гг. проведено энергетическое районирование территории Карелии, оценено влияние гидротехнического строительства на развитие водного хозяйства и комплексного использования внутренних вод. Результатом явились обобщающие сводки монографического характера, например, «Каталог озер Карелии» (1959), «Водно-энергетический кадастр Карельской АССР», удостоенные премии Президиума АН СССР.
Отдел участвовал в общесоюзной программе ГКНТ по оценке возможного влияния перераспределения водных ресурсов СССР (проблема «переброски»), части стока северных рек в южные регионы страны. Отмечу, что было дано отрицательное заключение об использовании вод Онежского озера для реализации задач проекта.
Давалось научное обоснование мест наиболее благоприятных для разведения мидий в Белом море. Были оценены запасы, состав и качество подземных вод Карелии, разработаны рекомендации по их использованию в качестве источников питьевого водоснабжения, выполнен комплекс работ по изучению минеральных вод и водоемов с лечебными грязями.
В 1991 г., с учетом достижений Отдела, актуальности выполненных фундаментальных и прикладных исследований, и при поддержке Отделения океанологии, физики атмосферы и географии РАН, на базе Отдела был создан Институт водных проблем Севера (ИВПС) в составе Карельского научного центра РАН. С тех пор ИВПС является одной из ведущих в России организацией по комплексному, системному исследованию озер, озерно-речных систем, Белого моря и его водосбора.
– Что сегодня представляет собой коллектив Институт водных проблем Севера Карельского научного центра РАН?
– К сожалению, численность Института по ряду причин сокращается год от года. Еще в 1988 г. у нас было 126 сотрудников, а уже в 2020 – всего 62 человека, из них чуть больше 30 научных сотрудников.
Сейчас у молодежи нет ни материального, ни идейного стимула быть в науке. И если раньше, в 1980-1990 годы мы ежегодно принимали в Отдел (позднее в Институт) по несколько выпускников из ЛГУ (СПбГУ), из Гидромета, а также из разных технических вузов Новосибирска, Саратова, то сейчас очень трудно «завлечь» выпускника из этих вузов в Петрозаводск. Не нашли мы понимания и поддержки в регионе для того, чтобы создать базовые кафедры географии, гидрологии, гидрогеологии и др., они работают по своим планам, хотя мы сейчас «под зонтиком» одного министерства.
К сожалению, реформа изменила положение по подготовке специалистов в аспирантуре и число аспирантов за короткий срок уменьшилось в несколько раз.
Проблемы организации и проведения научных исследований для нашего института похожи на те, что и у большинства академических институтов.
Конечно, тридцатью научными сотрудниками трудно справиться с несколькими очень серьезными научными задачами, поэтому сейчас и раньше мы активно сотрудничали с ведущими институтами (ИО, ИВП, ИВМ, ИНОЗ, ММБИ, КарНЦ РАН) и университетами как нашей страны, так и зарубежными. В наших работах при 30 наших собственных научных сотрудниках в последние годы принимает участие более 20 совместителей! И их привлекают интересные проблемы изучения крупнейших озер России, Белого моря и его водосбора и др.
Даже проводимые малыми силами фундаментальные и прикладные разработки ИВПС КарНЦ РАН соответствуют мировому уровню наук о Земле. Их результаты опубликованы не только в России, но и в пяти монографиях издательства Springer.
Институт активно сотрудничает со многими ведущими российскими и зарубежными институтами и университетами, является соучредителем Международного фонда им. Нансена в Санкт-Петербурге (Нансен-центр). ИВПС проводил значимые крупные Всероссийские, международные проекты и конференции. Наш институт издает журнальную серию «Лимнология и Океанология» в трудах КарНЦ РАН.
Также Институт активно участвует в разработке ряда практических задач. Наши ученые предоставили экспертное обеспечение федеральной разработке рекомендаций улучшения питьевого водоснабжения республики Карелия. Изучено влияния климата на комфортность проживания населения, даны экспертные заключения для совершенствования законодательной базы по охране Ладожского и Онежского озера и др.
В рамках Всероссийской программы «Обеспечение населения России питьевой водой», ИВПС проведены исследования по поиску и оценке запасов подземных вод в песчаных отложениях для водоснабжения населенных пунктов с числом жителей до 10-12 тыс. человек. Ученые считают, что природные условия республики позволяют перевод значительной части (30-40%) населенных пунктов Карелии на подземное водоснабжение – по примеру соседней Финляндии, где такое водоснабжение значительно повлияло на снижение заболеваемости населения.
- Сегодня на государственном уровне актуальна тема освоения Севера страны. Помогает ли этот интерес решению ваших исследовательских задач?
– Особое внимание вопросам освоения Арктической зоны РФ, в которую частично входит и Карелия, позволяет нам получать на исследования государственные задания и гранты.
Только за последние 5 лет ИВПС выполнял исследования по 3 крупным грантам РНФ, грантам РГО, большому числу (5-10 грантов ежегодно) РФФИ. В том числе мы проводим в настоящее время исследования по специализированному гранту РФФИ «Арктика», в рамках которого мы проводим системные исследования состояния окружающей среды Беломорья, экономики и социально сферы региона. Как сделать Север России привлекательным для населения, наладить его экономику и сохранить окружающую среду – вот над такими задачами мы сейчас трудимся.
Также Институт принял участие в разработке инновационного проекта судов серии «Полярный Одиссей» для мониторинга и исследований Арктики.
- Как Вы считаете, задачи, стоящие перед наукой Карелии, решены? Если нет, то что для этого нужно, на Ваш взгляд?
– Все основные задачи, поставленные перед учеными Карелии в Уставе КарНЦ РАН, решаются. Но, безусловно, мы не решили всех непредвиденных проблем.
Многое зависит от «вызовов», как, например, глобальное потепление, воздействие которого на водные системы стало сравнимо с влиянием антропогенных факторов.
Кто мог предсказать возникновением эпидемии, вызванной коронавирусом в 2020 году?
До сих пор не определены достоверно причины высокой заболеваемости раком населения Карелии, Ленинградской области и Санкт-Петербурга – связаны ли они с качеством вод региона?
Насколько комфортно проживание населения в зависимости от гидро-климатических условий региона?
Качество вод пресноводных водоемов Карелии позволяет выращивать в них более 75 % товарной форели России. Это прекрасной результат для экономики страны, а для населения – замечательный источник питания. Но влияние этих хозяйств на пресноводные водоемы системы крайне отрицательно, поэтому предстоит подготовить научное обоснование для переноса форелевых хозяйств на Белое море.
Если допустимая антропогенная нагрузка, ассимиляционный потенциал (АП) определены на сегодня для Ладожского и Онежского озер, то каков ассимиляционный потенциал многочисленных водных объектов региона – это предстоит еще оценить.
А что может произойти с водными объектами при возможных конфликтах, в том числе и военных? И есть ли у нас достаточное число альтернативных источников водоснабжения на эти случаи?
Сегодня уже мало изучать влияние человека на экосистемы, требуется переход к изучению взаимодействия человека и природы. Это породило необходимость разработки представлений о социо-эколого-экономических системах.
– Ваш Институт празднует 75 лет – какие намечены мероприятия?
– В Карельском научном центре к этой дате подготовлены специальные выпуски журналов, будут проведены несколько конференции (в комбинированном формате), изданы книги об истории, успехах, достижениях ученых.
Мы стремимся не просто отчитаться, а показать обществу значимость науки, заинтересовать молодежь. Впереди много серьезных проектов, и чтобы их достойно воплотить в жизнь, нам необходимы светлые головы и патриотические сердца молодых ученых.
Беседовала Татьяна Пономаренко