Академик РАН В. М. Котляков: «человечеству не обойтись без знания и понимания природы»

19 августа 2025 г.
С момента создания Совета старейшин Русского географического общества его бессменно возглавляет академик РАН В. М. Котляков. РГО опубликовало интервью, в котором Владимир Михайлович рассказал о традициях и преемственности в отечественной географии, о том, какие задачи можно считать наиболее важными для РГО в обозримой перспективе, и о потенциале самой географии.
– Владимир Михайлович, вы стали членом Русского (в ту пору – Всесоюзного) географического общества ровно 70 лет назад. Что это было за время?
– Действительно, я вступил в Географическое общество в 1955 году. Тогда же, кстати, состоялся второй его съезд. Это было, насколько я помню, очень значительное событие, по крайней мере в научной жизни страны. И, к слову, всего два раза съезды ВГО/РГО проходили в столице. Годом раньше я окончил географический факультет МГУ им. Ломоносова, и нас, молодых, но уже дипломированных географов, «мобилизовали» в качестве помощников на этот съезд. Как мы тогда шутили: «Подай, прими, пойди вон». На самом деле это была почетная миссия. И нас, таких добровольцев, было немного. Это событие оставило большой след в моей жизни, потому что я тем самым физически оказался внутри сообщества главных отечественных географов того времени. А вступив в Географическое общество, я, так сказать, закрепил свой статус, став полноценным членом этой прекрасной профессиональной семьи. Географическое общество те годы имело очень серьезный вес, к нему относились с большим уважением, во главе стояли довольно известные и авторитетные в науке люди.
– Кто были ваши наставники в науке?
– Я хорошо помню выдающихся ученых, которые преподавали у нас на географическом факультете МГУ. Например, Николай Николаевич Баранский, знаменитый советский экономико-географ, создатель советской районной школы. В пору, когда я был студентом, он фактически возглавлял кафедру истории географии. Когда-то я учился по его учебнику географии в школе. Баранский знал лично Ленина, был человеком из эпохи 20-х годов ХХ века.
Или вот, например, профессор Иван Семенович Щукин, основатель советской геоморфологической школы, ученик Д. Н. Анучина. Студенты учились по учебнику Щукина. Много позже мы сблизились с ним, поскольку его научные интересы были созвучны моей теме – гляциологии. Иван Семенович тогда был уже очень пожилым человеком (а прожил он 100 лет!), но, несмотря на разницу в возрасте и научный опыт, воспринимал меня не то чтобы как равного, но как полноценного собеседника. Помню курьез, как он засыпал на лекции. Рассказывает – и в какой-то момент отключается буквально на несколько секунд. Мы все это видим, но, что характерно, никто из нас даже не шелохнется. Все сидят тихо и ждут. Но вот он просыпается и спрашивает: «Так, на какой странице я остановился?» – имея в виду страницу своего знаменитого учебника по геоморфологии.
Заведующим кафедрой геодезии и картографии на географическом факультете в то время был знаменитый советский картограф Константин Алексеевич Салищев, который ходил в экспедицию еще с С. В. Обручевым, а позже работал с И. Д. Папаниным.
Деканом нашего факультета в те годы был выдающийся геоморфолог Константин Константинович Марков, географ очень широкого профиля, впоследствии участник трех экспедиций в Антарктиду.
А моим учителем являлся тоже очень известный ученый, физико-географ, карстовед профессор Николай Андреевич Гвоздецкий. Под его началом я писал все свои научные работы в пределах университета.
Я боюсь кого-то не назвать, потому что таких профессоров, крупных ученых, каждый из которых был яркой личностью, вокруг нас было много. Мне кажется, что я счастливый человек – в том смысле, что оказался внутри географической школы чрезвычайно высокого уровня.
С полным материалом можно ознакомиться на сайте РГО.
Читайте также:
Метки: география