Изучены условия возникновения кросс-склонового выноса песка за внешнюю границу прибрежной зоны на юго-востоке Балтийского моря

27 октября 2025 г.
В Russian Journal of Earth Sciences опубликована статья «Морфологические особенности склона дна и их влияние на кросс-склоновый вынос взвешенного вещества в штормовых условиях».
Авторами стали А. В. Килесо1, 2 и В. А. Гриценко2 (Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН).
Целью работы стала демонстрация существования возможности возникновения короткоживущего кросс-склонового механизма переноса взвешенного материала за пределы прибрежной зоны моря в условиях сочетания горизонтальной неоднородности поверхности склона дна и сильного шторма.
Анализ мелкомасштабных градиентных характеристик поверхности подводного берегового склона у отмелых песчаных берегов Калининградского полуострова позволил получить качественные и количественные оценки величин горизонтальных градиентов склона дна, кривизны и траектории наискорейшего спуска. Были выделены участки склона с морфологическими особенностями в виде эрозионных ложбин и каналов с кросс-склоновой ориентацией, создающих благоприятные условия для транспорта взвеси в условиях сильных штормов в виде вдольсклоновых суспензионных течений.
Предложенный в работе адвективно-струйный механизм выноса песка за внешнюю границу прибрежной зоны моря позволил дать объяснение появлению скоплений песка в диапазоне глубин 35–40 м у берегов Калининградского полуострова. Данный механизм транспорта взвеси может возникать в условиях сильных штормов и имеет небольшое время жизни. Таким образом, сочетание орографического фактора и происходящее во время сильных штормов насыщение взвесью прибрежных вод в зоне обрушения волн создают условия для формирования вдоль склоновых взвесенесущих течений, распространяющихся по абразионным ложбинам и каналам, осуществляющих безвозвратный вынос песка за пределы внешней границы прибрежной зоны моря.
Анализ мелкомасштабных особенностей поверхности подводного берегового склона позволил выделить три типа участков, различающихся по степени возможного негативного влияния морфологических особенностей, ориентированных поперек берега, с точки зрения усиления абразионных процессов. Участки 2 и 3 типов, выделенные в береговой зоне Калининградского полуострова, будут подвержены возрастающему негативному воздействию, связанному с абразией. Это обусловлено более интенсивным уносом взвешенного материала вглубь моря, значительные объемы которого формируются в зоне ветро-волнового воздействия в штормовых условиях. Данный процесс усиливается за счет фокусирующего влияния морфологических особенностей, имеющих поперечную к берегу ориентацию. Напротив, на участках типа 1 с относительно гладким рельефом склона дна наблюдается стабильность состояния как подводного склона, так и самого берега.
Результаты исследования позволяют предположить, что по мере все большей детализации поверхности берегового склона ее дифференциально-геометрические характеристики естественным образом впишутся в описание различного рода механизмов транспорта взвеси в прибрежной зоне моря.
