Обеспеченность йодом вод питьевого назначения Брянской и Орловской областей: В каких случаях йода в источниках местного водоснабжения недостаточно?
19 августа 2022 г.
Ученые Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН, совместно с коллегами из РУДН, измерили концентрацию йода в пробах 268-ми природных источников вод, в основном – питьевого назначения, из 79 населенных пунктов Брянской и Орловской областей РФ.
Проведенный анализ позволил установить, что несмотря на общее низкое содержание йода в отобранных водах, артезианские воды, в отличие от вод неглубокого залегания, в некоторых случаях могут представлять собой дополнительный источник микроэлемента в рационе местных жителей. Результаты опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health.
Жёсткий контроль качества питьевых вод по содержанию йода для жителей этих областей особенно важен, так как изучаемые регионы являются йододефицитными, кроме того, их территории в наибольшей степени пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС. А значит, местное население подвержено дополнительному риску возникновения заболеваний щитовидной железы.
С 2007 г. в ГЕОХИ РАН проводятся исследования, направленные на выявление геохимических особенностей распределения йода и ряда других химических элементов в почвах, пастбищной растительности, сельскохозяйственных продуктах и водах питьевого назначения, на территории Брянской области. С 2016 г. изучение поведения йода в природных водах разновозрастных водоносных горизонтов, в первую очередь в водах, используемых местными жителями в питьевых целях, ведется в Орловской области, при участии коллег из РУДН. Полученные данные позволили подтвердить значительную вариабельность концентраций йода, как в Брянской (диапазон значений от 0,7 до 41,2 мкг/л, n=110), так и в Орловской (диапазон значений от 1,12 до 36,8 мкг/л, n=24) областях, а также выявить районы, наиболее обедненные этим элементом.
Многие заболевания щитовидной железы, в том числе диффузно-токсический зоб, связаны в основном с дефицитом йода в почвах и природных водах некоторых регионов мира. Со второй половины XX века, проблему местами усугубляет возникновение техногенных полей радиоизотопов, в том числе радиоактивных изотопов йода (йод-131), в результате аварий на атомных объектах. Проблема актуальна и для Российской Федерации, чья территория характеризуется как областями с низким содержанием йода, так и с повышенным уровнем радиационного фона (в том числе, Брянская и Орловская, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС).
Орловская область отличается потенциально более высоким содержанием йода в нижних звеньях трофической цепи, в сравнении с Брянской. Но, учитывая то, что 81% территории её занимают земли сельскохозяйственного назначения, необходимо осуществлять жесткий контроль качества питьевых вод, в том числе по содержанию йода.
Установлено, что среднее содержание йода в проанализированных водах поверхностных и подземных источников изучаемых территорий не достигает нижней границы физиологически оптимального уровня (10 мкг/л). Наиболее бедны йодом, питьевые воды из частных скважин (Медиана: Орловская область – 2,96 мкг/л; Брянская область – 5,82 мкг/л), что, по-видимому, связано с низким содержанием микроэлемента в самих водовмещающих породах.
Наиболее высокое содержание йода в обеих областях характерно для подземных вод глубокого залегания, относящихся к верхнедевонскому водоносному горизонту. Так, медиана содержания микроэлемента в этих водах составила 8,15 и 27,2 мкг/л для Брянской и Орловской областей, соответственно.
Проведенный анализ подтверждает необходимость обязательного контроля уровней йода в ежедневном рационе местных жителей Брянской и Орловской областей, данные по обеспеченности питьевых вод йодом на уровне отдельных населенных пунктов позволяют формировать адресные рекомендации по йодированию продуктов питания или использованию дополнительных источников йода для устранения возможных последствий дефицита.Авторы работы подчеркивают, что настоящее исследование может быть проведено не только в Брянской и Орловской областях, но и в других регионах России.