Член-корреспондент РАН Сергей Тихоцкий: "Нефть еще не скоро сойдет со сцены"
02 декабря 2021 г.
Сколько на Земле осталось нефти? Возможна ли вообще наша жизнь без нефти и природного газа и что такое водородная энергетика? Какие проблемы геофизикам необходимо решать для перехода к безуглеродной экономике? На вопросы "Научной России" отвечает доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, директор Института физики Земли РАН, руководитель научно-технического центра прикладной геофизики МФТИ Сергей Андреевич Тихоцкий.
ЦИТАТЫ ИЗ ИНТЕРВЬЮ:
"Я начинаю с того - и для меня это принципиальное кредо - что иду к конечному потребителю технологии (сервиснику, буровику) и спрашиваю, что необходимо сделать, чего вам сейчас не хватает для того, чтобы, допустим, точнее вести сейсмическую разведку и мониторинг разработки в каких-то сложных геологических условиях, чтобы не было аварийности при бурении на акваториях и т.д. Это достаточно общие и упрощенные вопросы, но идея именно такая. Дальше мы на этом пути пытаемся найти какие-то точки соприкосновения, прорывные технологические решения, которые позволят качественно увеличить какие-то показатели производства".
"Среды, с которыми мы работаем, очень сложные. И как ведет себя такая среда при воздействии на нее – эта задача с точки зрения физики очень непростая. На этом пути нам надо сделать что-то действительно интересное, чтобы можно было узнать больше о такой среде. Для этого приходится решать очень непростые и увлекательные задачи физико-математического плана. Это потрясающее ощущение, когда ты сделал прогноз, например, по продуктивности скважин, и тебе через какое-то время звонят и говорят: «Да, все подтвердилось, и все работает». Это одно из лучших ощущений в жизни, которые приходилось испытывать".
"Сейчас можно услышать, что в некоторых странах Европы уже до 30% энергии вырабатывается за счёт возобновляемых источников: ветроэнергетики, солнечной энергетики. Но надо понимать, что это только доля возобновляемых источников в выработке электроэнергии. Отопление не считают. Отопление, промышленные установки, где сжигают газ, и так далее, – это не включают в данный баланс. Таким образом, доля возобновляемых источников в суммарном энергетическом балансе – меньше. Ну, и кроме того, возобновляемые источники имеют такое свойство: их мощность существенно непостоянна. Ветер то дует, то не дует, солнце тоже не всегда светит".
"Потребности в газе будут очень велики еще очень долго, потому что газ – наиболее экологически безопасное углеводородное топливо. Из всех видов углеродного топлива наиболее экологически опасен уголь, потому что он производит наибольшее количество как углеродного следа, так и микрочастиц, которые попадают в атмосферу, и это приводит к заболеваниям. На втором месте нефть, и самый безопасный, конечно, газ".
"Даже после энергоперехода нефть нам все равно будет нужна. Из всего того, что сейчас на мне надето, половина из нефти сделана. Телефон в кармане, синтетические ткани – это всё нефть. Посмотрим вокруг – это же все пластик. И куда мы от этого денемся?"
Читать/смотреть полностью: ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН СЕРГЕЙ ТИХОЦКИЙ: «НЕФТЬ ЕЩЁ НЕ СКОРО СОЙДЁТ СО СЦЕНЫ»