Новый проект поможет на треть увеличить число выпускников экологических специальностей

11 февраля 2025 г.
Ко Дню женщин в науке в Институте океанологии им. П. П. Ширшова РАН рассказали о проекте «Программа экологического образования в интересах технологического лидерства», который разработала команда во главе с к.г.н. Е. И. Котовой.
Екатерина Котова, директор Северо-Западного отделения Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, доцент кафедры географии и гидрометеорологии Высшей школы естественных наук и технологий Северного (Арктического) федерального университета, вошла в кадровый управленческий резерв страны в области науки, технологий и высшего образования по результатам программы повышения квалификации, реализуемой по поручению президента Российской Федерации.
Программа предусмотрена для молодых управленцев, которые уже включены в кадровый резерв Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Цель программы – развитие управленческих компетенций у молодых ученых для формирования профессионального кадрового управленческого резерва молодых специалистов, которые в перспективе смогут возглавить университеты, научные организации и технологические компании.
Программа состояла из четырех модулей, включая лекции, семинары, тренинги и мастер-классы, проходящие в период с октября 2024 года по февраль 2025 года. Во время занятий участники поработали над большими вызовами Стратегии научно-технологического развития России, утвержденной указом президента РФ от 28.02.2024 №145, и предложили решения для модернизации системы высшего образования и обновления научной инфраструктуры.
Проект «Программа экологического образования в интересах технологического лидерства», разработанный межрегиональной командой во главе с Екатериной Котовой, в чью сферу научных интересов входит изучение роли атмосферного переноса антропогенных примесей в процессе загрязнения окружающей среды арктических территорий, еще до защиты получил несколько независимых экспертиз, подтверждающих актуальность темы и возможность его реализации. Проект направлен на решение глобальных экологических проблем через инновационные подходы в образовательном процессе.
В проекте сформирована новая парадигма экологического образования, способствующая подготовке квалифицированных инженеров-экологов. Основная цель проекта – экологизация образования и внедрение эколого-ориентированных технологий в производственные процессы, что поможет обеспечить устойчивое развитие и защиту окружающей среды.
Проект включает несколько ключевых задач, таких как:
- Установление тесной связи между наукой, образованием и бизнесом для увеличения человеческого капитала.
- Внедрение эколого-ориентированных технологий на предприятиях всех отраслей экономики.
- Создание экосистемы коммуникаций и формирование Экологического научно-технологического образовательного совета (ЭНТОС) для объединения усилий всех заинтересованных сторон.
Успешная реализация проекта позволит в течение трех лет увеличить число выпускников экологических специальностей на треть и, как следствие, обеспечить производство высококвалифицированными кадрами в сфере рационального природопользования – ожидается, что 80% выпускников будут трудоустроены в течение первого года после окончания учебы.
Кроме того, в регионах, где будут внедрены новые образовательные программы и эколого-ориентированные технологии, будет снижено техногенное воздействие на окружающую среду, что приведет к улучшению экологической ситуации и здоровья населения.
Согласно прогнозам, к 2030 году экологическая привлекательность отдельных регионов РФ вырастет на 25%, что повлечет за собой рост инвестиций и приток туристов. Проект также позволит снизить техногенное воздействие на окружающую среду и риски возникновения чрезвычайных ситуаций, внедрить технологии с низкоуглеродной повесткой, устранить экологическое воздействие климатических агентов на экосистемы и увеличить число объектов инфраструктуры, использующих альтернативные источники энергии.
Источник: пресс-служба ИО РАН.