Вышла книга о чл.-корр. РАН А. А. Соловьёве
8 ноября 2023 г.
Вышла книга «Александр Анатольевич Соловьёв (1947–2021)», посвященная памяти чл.-корр. РАН д. ф.-м. н. А. А. Соловьёва, крупного специалиста в области математической геофизики и сейсмологии. Составителем выступил А. И. Горшков – коллега и друг учёного.
В книге собраны свидетельства о вкладе А. А. Соловьёва в науку. Коллеги, друзья и члены семьи выдающегося учёного вспомнили о его организаторском таланте, ярких жизненных событиях и личных качествах.
Издателем сборника стал Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН (ИТПЗ РАН), который А. А. Соловьёв возглавлял в течение многих лет.
Значительная часть книги посвящена предметам исследований А. А. Соловьёва. А. И. Горшков рассказал о его вкладе в изучение проблемы распознавания мест возможного возникновения сильных землетрясений, А. Т. Исмаил-Заде – о совместной работе над моделированием динамики литосферы. Участники совместных исследований из Института математики и механики им. Н. Н. Красовского УрО РАН также поделились воспоминаниями о сотрудничестве с А. А. Соловьёвым. «Александр Анатольевич сразу располагал к себе собеседника как очень спокойный, очень вежливый, глубоко порядочный человек и учёный высокого класса, – вспоминал академик РАН В. И. Бердышев. – В своих лекциях на международных семинарах в г. Триесте ему удавалось убедить слушателей в том, что актуальнейшая проблема предсказания природных катастроф не является безнадёжной, она включает в себя огромное количество задач из математики, физики и других областей науки».
Многие авторы упомянули о значимой роли известного геофизика в организации науки. Так, В. Л. Розенберг вспомнил о «прекрасной организации, локации и продуктивности» международных школ по прогнозу землетрясений в Международном центре теоретической физики в г. Триест. Упомянул об их блестящей организации и чл.‑корр. РАН П. Н. Шебалин. Иностранный член РАН Д. Ф. Панца рассказал о деятельности А. А. Соловьёва как организатора школы по распознаванию образов и анализу сейсмичности в Международном центре теоретической физики (ICTP) и о других проектах. Чл.‑корр. РАН Анатолий Александрович Соловьёв, сын учёного, и А. К. Некрасова (ИТПЗ РАН) вспомнили о проекте РНФ «Применение системного анализа для оценки сейсмической опасности в регионах России, включая Кавказ-Крым и Алтай-Саяны-Прибайкалье», которым в 2015–2017 гг. руководил выдающийся учёный. Особое внимание было уделено школам молодых учёных и конференции в рамках проекта.
В отдельном очерке Анатолий Александрович рассказал об отце, упомянув его богатую эрудицию. В частности, она проявилась в «широчайшем тематическом разбросе его кандидатской и докторской диссертаций – от теоретической астродинамики до геофизики и магнитной гидродинамики». «В наукоёмких разговорах с папой цепочка моих вопросов и его ответов могла незаметно проследовать от движения небесных тел через радиоактивные свойства вещества до вопросов биологии», вспоминал А. А. Соловьёв. Анатолий Александрович высоко ценил науку и причастность ней. «Мне кажется, что папа считал научное призвание высшим предназначением человека и проявлением разума. Отсюда исходило его исключительное уважение ко всем ученым…»
Академик РАН А. Д. Гвишиани рассказал об А. А. Соловьёве как о человеке, учёном и организаторе. Он вспомнил о характерном факте биографии Александра Анатольевича. В 1976 г. А. Д. Гвишиани пригласил к сотрудничеству выпускника мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова А. А. Соловьёва – в лабораторию Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта АН СССР, в задачи которой впервые вошло развитие геофизических банков данных. На тот момент А. А. Соловьёв работал в Институте проблем управления АН СССР, где занимался перспективной темой. «Ни минуты не колеблясь, Саша принял мое предложение, погрузившись, буквально на следующий день, в совершенно новую для него (да и для меня) науку – геофизику». Одним из важных проектов, с которым пришлось работать, стало исследование эпицентральной зоны Спитакского землетрясения. А. А. Соловьёв координировал обработку информации о землетрясении; «результаты его работы были исключительно профессиональными и качественными».
В рассказе об А. А. Соловьёве как о начальнике и соавторе П. Н. Шебалин вспомнил «всегда окружавшую атмосферу доброжелательности, тщательного отношения даже к мелочам в работе и общении, умения радоваться хорошему и не унывать от неприятностей, его широкую эрудицию и всегда подчеркнуто уважительное отношение к любому собеседнику. Это делало работу под его началом или в соавторстве с ним всегда приятной и интересной».
Л. М. Соловьёва сообщила об интеллигентности, порядочности мужа и его и умении владеть собой. Наверняка запомнится читателю рассказ об увлечениях геофизика: он знал и любил художественную и историческую литературу, увлекался филателией, любил классическую и лёгкую музыку. «Любимыми песнями в "его репертуаре" были "Три танкиста", "Айсберг", "Есть только миг" и другие». Также Л. М. Соловьёва вспомнила, как однажды на новогоднем вечере, на котором «присутствовали Александра Пахмутова и ее муж Николай Добронравов, Саша произвёл сильное впечатление на композитора, создателя песни "Надежда"…».
В книгу вошли и воспоминания одноклассников. Они поделились одной из любопытных деталей биографии А. А. Соловьёва: несколько лет его классу преподавал историю и литературу поэт, бард и кинематографист Ю. Ч. Ким. Александр Анатольевич «очень тепло отзывался о нём и говорил, что очень много полезного и нового узнал тогда для себя, и это очень помогло ему в дальнейшей жизни».
Составитель и авторы книги постарались передать читателю впечатление об Александре Анатольевиче как о плодотворном учёном и блестящем организаторе науки, наследие которого продолжает развиваться, и о яркой личности, которая оставила след в сердцах и судьбах сотрудников, друзей и родных.