«Там, где речка Васюга…»

6 апреля 2025 г.
Сегодня мы отмечаем День геолога, который был установлен 31 марта 1966 года. В этот праздник мы предлагаем погрузиться в атмосферу эпохи геологических открытий и познакомиться с очерком о геологах Васюганской нефтеразведочной экспедиции, который появился в газете «Вечерняя Москва» 1 апреля 1966 года.
«Сегодня в утренних газетах опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении праздника «День геолога». День геолога будет праздноваться ежегодно в первое воскресенье апреля. Сегодня мы печатаем очерк о делегате XXIII съезда КПСС, главном геологе Васюганской нефтеразведочной экспедиции Новосибирского геологического управления И. А. Иванове.
Он шел по коридору гостиницы, коренастый, плотный. Шагал по ковровой дорожке, словно проверяя, насколько надежна земля под ногами. Горожанин так не умеет ходить. Делегат ХХIII съезда партии Иван Арсентьевич Иванов – геолог.
Откуда же он приехал?
– Из страны Васюгании, – улыбается Иван Арсентьевич и добавляет: – Там, где речка Васюга.
Он рассказывает, что течет эта речка с ласковым сибирским именем среди болот, пробиваясь по тайге к Оби. От нее и болота стали называться Васюганскими. Непроходимые, коварные, бесконечные, опоясали они и рассекли тайгу. Раскидали редкие селения на сотни километров друг от друга.
Но в этой глухомани спрятала природа золото нынешнего века – нефть и газ. Припрятала надежно, лишь малые приметы оставила. И по следам этих примет шли люди – Иван Apсентьевич Иванов, главный геолог Васюганской нефтеразведочной экспедиции Новосибирского геологического управления, и его товарищи.
Иван Арсентьевич вспоминает… Это было восемь лет назад. Неторопливо и мерно текла тогда жизнь в поселке Средняя Васюга Томской области. И не знали его жители, что станет их крохотное село крупным рабочим поселком геологов-разведчиков, что суждено ему быть в недалеком будущем городом нефтяников и покорителей голубого огня.
– Но мы-то знали: так будет. А пока живем и работаем, как нам не привыкать… Глухомань… Нет телевидения, нет и телеграфа – его заменяет рация. Нет дорог. Зато есть неизученная богатая земля. Поэтому мы, геологи, и очутились на Васюге.

Спрашиваю Ивана Арсентьевича, что ему особенно запомнилось за десять лет работы геологом.
– Фонтан, – отвечает он. – Фонтан нефти на Васюганье… Потому что уж очень долго, восемь лет, ждали мы этого фонтана, потому что уж очень многие не верили, что он будет.
Так вот просто и сказал Иван Арсентьевич: «Восемь лет ждали». Восемь лет поисков – не давалась нефть в руки геологам. Скважина. Еще одна. Опять скважина. Сколько их было за эти годы? Говорили: «Оставь, Иван. Нет ее здесь, нефти. Прослывешь неудачником…».
А геологу нельзя быть неудачником. Необходимо, чтобы в твою удачу верили и другие. Без этого в тайге невозможно. Он искал. И каждая пустая скважина умножала опыт геолога Иванова, учила его мужеству, умению жить без нытья и оханья, не терять в неудачах дня, месяца, года, цели своего труда. Нужно было еще и и передать свою веру сомневающимся и разуверившимся вовсе.
Иван Арсентьевич считает себя человеком удачливым. Так оно и есть. Экспедиция открыла два нефтяных месторождения – Средневасюганское и Средненюрольское и два крупных газоконденсатных – Северовасюганское и Мыльджинское.

С любовью говорит Иванов о коллективе, своих товарищах. Превыше всего ценит он в людях приверженность к делу и еще:
– Свое мнение, мужество его отстоять, защищать свою идею, ради которой живешь. Без этого нет человека, нет личности.
Из рассказа Ивана Арсентьевича нетрудно себе представить его стиль работы, как руководителя. В коллективе – полная коллегиальность в решении всех производственных вопросов. Не формальная, а естественная, рожденная духом товарищества, уважением друг к другу.
Принято считать, что профессия геолога полна романтики. Были в жизни Ивана Арсентьевича и пожары на буровых, кружила его в дебрях своих тайга, путали, преграждали дорогу Васюганские болота. Все это было, есть и будет. И все это внешняя романтика в профессии геолога. Есть другая, подлинная. Она не в условиях труда – в характере человека, в отношении его к делу. Та, что влечет к себе молодежь, настоящих парней и девчат. Перед встречей с Ивановым я беседовала с товарищами из томской делегации. Они рассказали, что молодые участники экспедиции стремятся во всем походить на главного геолога Иванова.
Сегодня утром Иван Арсентьевич, делегат ХХIII съезда партии, в Большом Кремлевском дворце. А после окончания заседания съезда – он говорил мне об этом – забежит на Центральный телеграф. Может быть, придет телеграмма из экспедиции. Там, в тайге, осталось его детище – недобуренная четвертая скважина. Она должна дать газовый фонтан. Будет ли он? Иванов ждет…
А мне видится, как его товарищи на далекой Васюге передают по рации в районный центр: "Москва. Центральный телеграф, до востребования И. Иванову. Фонтан есть"…»
Автор: Л. Лукьянова.
Источник: Национальная электронная библиотека.
Читайте также: