Наука в изоляции. Как коронавирус закрывает лаборатории во всем мире
31 марта 2020 г.
В новом формате
Научное сообщество адаптируется в несколько раз активнее, чем обычно, используя средства дистанционного общения и доступа, давно ставшие привычными. Большинство текущих рабочих вопросов, как отмечают ученые, без больших неудобств решаются в сети.
"Организуя работу своих лабораторий в удаленном формате, я столкнулся с тем, что отдельным коллегам она дается нелегко — некоторым, например, трудно действовать вне коллектива. Здесь много деталей, которые предстоит проработать, но, думаю, уже сейчас морально и технически мы вполне готовы провести в этом режиме до полугода", — рассказал профессор НИТУ "МИСиС" и университета Линчепинга Игорь Абрикосов.
Осваиваясь в новых условиях, ученые, как могут, компенсируют неудобства изоляции. В научных центрах Европы, например, создаются специальные комнаты для удаленных совещаний, где через интернет можно неформально пообщаться с коллегами за чашкой кофе — подобно классическим кофе-брейкам, которых теперь долго не будет.
Серьезные меры социального дистанцирования в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) были приняты еще до объявления карантина в Швейцарии и Франции, на границе между которыми он находится. Были закрыты клубы, кружки и публичные пространства, заблокирована система корпоративного каршеринга — персонал пересел на велосипеды.
Подавляющее большинство ученых работало с ЦЕРН удаленно и до пандемии, поэтому карантин не привел к полной остановке работы. Центр по-прежнему обеспечивает сотрудникам по всему миру бесперебойный доступ как к петабайтам экспериментальных данных, так и к программам для их анализа.
Все проекты, где требуется непосредственное присутствие людей, в настоящий момент заморожены. Ученые отмечают, что острее всего ограничения сказались на работах с “железом”, то есть на конструировании, сборке и улучшении детекторов.
Сейчас на территории ЦЕРНа остается лишь небольшое число специалистов, обеспечивающих жизнеспособность основных установок и сервисов, тогда как большинству сотрудников пришлось вернуться в свои страны. Часть ученых — например, некоторые граждане Китая — решили пока не возвращаться домой, обосновавшись поблизости от Центра.
"Детектор TRT, на котором я работаю, переведен в спящий режим. Мы пока работаем только с тестовым стендом, управляемым дистанционно. Но в случае нештатных ситуаций, я, как экстренный эксперт детектора, по специальному разрешению смогу пересечь границу, сейчас закрытую, чтоб принять меры лично", - рассказал аспирант НИЯУ МИФИ и сотрудник ЦЕРН Даниил Пономаренко.
Очередной сеанс экспериментов на Большом адронном коллайдере — так называемый Run 3 — был запланирован на следующую весну, но ученые почти не сомневаются, что он будет отложен. Новые данные о столкновениях частиц, по всей видимости, поступят не к 2021-22-му году, а несколько позже.
Мы приспособимся
Во многих странах уже сейчас вирус приводит к остановке важных для науки производств. Карантин в Китае вызвал ощутимые проблемы с поставками электроники, что привело к переходу в спящий режим нескольких научно-производственных центров в Европе, опосредованно ударив по MegaScience в целом.
Более того, некоторые научные центры оказались неплохо приспособлены к работе в условиях карантина. Автоматизация процессов позволяет действовать при минимуме персонала — как, например, в Гамбурге, на синхротроне DESY и Европейском рентгеновском лазере XFEL, построенных при участии России.
"На днях у нас был первый опыт полностью дистанционного проведения эксперимента — отличный, продуктивный опыт. Находясь в Гренобле, я вместе с коллегами из Калининграда напрямую контролировал работы, проходившие на синхротроне в Гамбурге", — отметил заведующий лабораторией рентгеновской оптики и физического материаловедения Балтийского федерального университета, профессор Анатолий Снегирев.
Источник: РИА Новости