Роман Краснопёров: Наша задача – познакомить слушателей с последними достижениями в изучении Арктики
18 апреля 2024 г.
4–7 июня 2024 года в городе Видное пройдет IV Всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике». О том, как организованы мероприятия этой серии и чем они ценны, мы попросили рассказать члена программного комитета к.ф.-м.н. Романа Краснопёрова.
– Как появилась первая школа?
– В 2021 году Геофизический центр РАН начал выполнять проект в рамках гранта Российского научного фонда «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта». Исследования в рамках проекта посвящены комплексному изучению геофизических процессов, которые происходят в Арктике. Одним из условий его реализации стало регулярное проведение школы молодых ученых.
– Почему сейчас так важно исследовать Арктику?
– Арктика является одним из наименее исследованных регионов планеты. Мы видим, как меняется климат. С развитием технологической инфраструктуры регион все более активно осваивается. Задача ученых – выяснять, как эти изменения влияют на процессы, происходящие в регионе, на жизнь коренного населения, на биосферу, инфраструктуру. Научное сообщество пытается понять, как эффективно осваивать Арктику и при этом минимизировать вред.
– Чем формат школы отличается от конференции?
– Задача школы – в первую очередь образовательная: познакомить слушателей с последними достижениями в области комплексного изучения Арктики. Формат лекций отличается от научного доклада. Задача лектора – дать общее понимание: какие вопросы наиболее актуальны, какие направления исследований наиболее перспективны сегодня.
– Как проходили школы?
– Первая школа прошла в сентябре 2021 года в Архангельске на базе Северного федерального университета имени М. В. Ломоносова. Вторая и третья школы проводились в Подмосковье на базе домов отдыха, гостиничных комплексов. К моменту проведения второй школы появилось понимание, как ее оптимально организовывать. К лекциям мы добавили деловую игру. Общее количество участников составило порядка 50 человек. К нам приехали слушатели из 15 регионов России, включая Дальний Восток, и даже из ближнего зарубежья. В течение трех дней было представлено более 20 лекций и мастер-классов, разбитых по тематическим группам. Для третьей школы мы придумали ещё один формат, «культпросвет»: в неформальной обстановке прошла научно-популярная лекция об организации экспедиций в Арктику. Демонстрировался научно-популярный фильм об исследованиях региона.
Сейчас ведется подготовка четвертой школы молодых ученых. Она также будет проходить в Подмосковье. Уже работает сайт и открыта регистрация.
– Ждет ли нас на этот раз что-то особенное?
– Основные мероприятия будут теми же: лекции по разным направлениям, практические мастер-классы и деловая игра. Пока я не могу раскрыть все тайны.
– В чем заключаются основные задачи школы?
– Первое – чтобы слушатели смогли узнать что-то новое. Это особенно важно в начале научной карьеры. Студент или молодой специалист не всегда может получить представление обо всех направлениях, в которых он может себя реализовать. Мы предлагаем выборку тем, которые сейчас актуальны.
Второе – ребята должны познакомиться друг с другом и научиться решать задачи в режиме мозгового штурма. Главное – это опыт взаимодействия в команде. Поэтому мы уделяем серьезное внимание деловой игре.
Мы берем на себя задачу деления слушателей на команды, чтобы не было кластеризации по принципу принадлежности к одной организации или к одному региону. Мы стараемся сделать так, чтобы в командах было более-менее равное количество молодых людей и девушек, разнообразие по географии и возрасту. Важно, чтобы слушатели смогли ближе познакомиться друг с другом, сообща решая конкретную задачу.
Мы отказываемся от проведения школы в городе, поскольку это может помешать общению. По той же причине мы отказались от участия по видео-конференц-связи. Вживую есть возможность неформального общения между слушателями и лекторами, в особенности на светских мероприятиях.
– В чём суть деловой игры?
– Слушатели делятся на команды и используют все свои навыки и знания для решения определенной задачи. Для одной из деловых игр мы задали актуальные темы по исследованию Арктики, которые необходимо раскрыть. Они распределялись в случайном порядке, команды должны были за час придумать проект, посвященный решению какой-либо проблемы в области арктических исследований и представить результаты в любой форме. Мы выбирали наиболее интересные реальные проекты. Нестандартные решения всегда приветствовались. Одна из работ была даже посвящена проведению исследований в Арктике, направленных на решение задачи колонизации спутника Юпитера Европы.
У нас есть ещё один интерактивный формат, о котором я говорил ранее, это – мастер-классы. Они посвящены примерам решения уже конкретных научных задач, встречающихся в исследовательской практике. Участники могут подготовиться – лекторы иногда заранее рассылают им рабочие материалы, – и провести исследование совместно с лектором во время мастер-класса. Например, один из мастер-классов был посвящён тому, как можно найти данные об изучении магнитного поля Земли: где взять информацию об индексах геомагнитной активности, данные измерений на магнитных обсерваториях и станциях и как их следует обрабатывать.
– Для кого проводится школа?
– Это студенты старших курсов, аспиранты и молодые ученые – те, кто связывает свои исследования с изучением как нашей планеты в целом, так и арктического региона. В основном, это исследователи в области наук о Земле, но мы приглашали и специалистов в других областях. В наших школах принимали участие и биологи, и экологи, и ребята, которые занимались информационными технологиями. Были лекции по гуманитарным направлениям, и, если к нам приедет этнограф, ему, наверное, также будет интересно. Однако нужно понимать, что школа – это не столько научно-популярное, сколько научное мероприятие. Это тематические лекции, где представляются результаты реальных исследований.
Надо отметить, что в рамках функционирования школы действует грантовая программа. Талантливые ребята, которые мотивированы и интересуются наукой, могут быть освобождены от регистрационного взноса. При регистрации в мотивационном письме потенциальный слушатель должен рассказать о том, чем он занимается, какие у него достижения и почему он хотел бы услышать что-то новое. На основе писем программный комитет принимает решение о допуске к участию и выделении гранта, который освобождает от взноса. Иногда эти письма помогают нам понять, какие проблемы следует затронуть лекторам.
– А что вы можете рассказать о лекторах?
– В нашем программном комитете представлены крупные научные руководители и известные специалисты в различных научных областях. Мы привлекаем их и в качестве лекторов. Они могут также предложить докладчиков. Одна из задач членов программного комитета – искать коллег, которые занимаются интересными исследованиями, имеют богатый опыт и умеют рассказывать.
Мы стараемся менять лекторов от года к году и максимально разнообразить научную программу. В школе участвуют и специалисты в области земного магнетизма, сейсмологии, геологии, географии, климатологии, искусственного интеллекта и анализа данных и многих других направлений. В прошлом году у нас, например, была лекция биологической направленности. Лектор из Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова рассказал о селекции культурных растений для их использования в арктическом регионе. Была даже лекция о том, как климатические изменения влияют на жизнь коренных народов Севера. Наша задача – составить разнообразную программу, чтобы у слушателей сформировалось представление о текущих направлениях исследований.
– Появились ли у школы традиции?
– У нас есть традиционный формат знакомства в неформальной обстановке. Еще одна важная традиция – это панельная дискуссия. Она проходит в последний день и помогает получить обратную связь. На нем можно задать вопросы лекторам и организаторам, рассказать о том, что понравилось и не понравилось. Мы учитываем это при организации следующей школы.
Хорошая традиция – это научно-популярная экскурсия. В ходе первой школы прошла экскурсия по САФУ. Сотрудники университета показали многие лаборатории и познакомили слушателей и лекторов с направлениями своих исследований. Впоследствии состоялись экскурсии в лабораторный корпус МФТИ и РУТ (МИИТ).
В завершение школ мы организуем дискуссионный ужин. Мы в торжественной обстановке поздравляем команду, победившую в деловой игре, и вручаем дипломы участникам школы.
А еще у нас есть талисман – ростовая фигура мишки, которая хранится в музее Геофизического центра. Мы привозим ее на каждую школу, чтобы можно было сфотографироваться с ним на память.
– Каковы перспективы развития проекта?
– Школа молодых ученых является частью четырехлетнего гранта. Этот год – финальный, далее будет решаться вопрос о возможном продлении. Я надеюсь, что мы продолжим проводить эти мероприятия. Но даже серия из четырех школ – это очень полезное дело. Мне бы хотелось выразить надежду, что школы каким-либо образом положительно повлияли на научную судьбу наших слушателей.
Интервью: Татьяна Кудрявцева.
Материалы:
- IV Всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
- Итоги III Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
- Итоги II Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
- Итоги I Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
Читайте также:
- Начала работу III Всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
- Второй день III Всероссийской школы молодых ученых
- Третий день III Всероссийской школы молодых учёных
- Закрытие III Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
- ...и другие материалы о школах в «Вестнике ОНЗ РАН».
Метки: ГЦ РАН, Школа молодых ученых