«Мониторинг магнитного поля – это наш компас»
6 декабря 2024 г.
Каково это: вырасти в семье крупного политического деятеля и не менее крупного философа, а стать математиком? И что тогда может математика увлечь в геофизике? Можно ли научиться прогнозировать землетрясения? Почему сегодня в геофизике нельзя обойтись без искусственного интеллекта? Об этом в интервью «Коммерсантъ Наука» рассказал академик РАН А. Д. Гвишиани, научный руководитель Геофизического центра РАН, заведующий отделением математической геофизики и геоинформатики Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН, председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики.
– Алексей Джерменович, вы внук председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Каким вы его запомнили?
– Целеустремленным, собранным. Он был разным на работе, в служебной обстановке, на официальных мероприятиях, где был похож на английского джентльмена, и в домашней обстановке, где представал замечательным дедушкой, прекрасным главой большой семьи.
– Ваш отец Джермен Михайлович Гвишиани тоже был выдающимся человеком – философом, академиком. Почему вы пошли совершенно в другом направлении, в математики?
– Математика мне понравилась внутренней логичностью своей дедуктивной организации. Еще в юности, в восьмом классе, я выбрал 52-ю математическую школу в Москве, куда прошел по анонимному конкурсу. Далее был механико-математический факультет МГУ и его аспирантура. Моим научным руководителем стал один из выдающихся математиков ХХ века Израиль Гельфанд. Более пяти лет я преподавал на мехмате МГУ и вел исследования по чистой математике. Моя кандидатская диссертация по теории представлений групп матриц была признана ученым советом мехмата выдающейся.
С материалом можно ознакомиться на сайте «Коммерсантъ Наука».
Источник: Наталия Лескова / «Коммерсантъ Наука».