Интервью с академиком РАН д.ф.-м.н. В. А. Семёновым
15 февраля 2024 г.
Институт физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН (ИФА) опубликовал интервью с академиком РАН д.ф.-м.н. В. А. Семёновым, и. о. директора ИФА РАН, заведующим лабораторией климатологии Института географии РАН.
– Как и почему вы выбрали научное поприще?
Я вырос в семье академического ученого. У моего отца, Анатолия Ивановича Семенова, в трудовой книжке одно место работы – Институт физики атмосферы, где с 1970 года он прошел путь от стажера-исследователя до доктора наук, заведующего лабораторией, известного во всем мире специалиста по излучению верхней атмосферы. Меня с детства окружали книги по физике и математике, в т.ч. замечательные советские научно-популярные книги и журналы, а отец много рассказывал как о своей работе, так и о физике и технике в целом. Возможно поэтому, физика и математика давались мне легко, учеба в физмат классе, а также в заочной школе МФТИ позволили без особых напряжений поступить на Физтех. В 1994 году я пришел студентом в ИФА им. А.М. Обухова РАН к Игорю Ивановичу Мохову в Лабораторию теории климата. Со временем, овладевая аппаратом аналитического моделирования (энергобалансовые и стохастические модели), статистического анализа, численного моделирования с использованием моделей общей циркуляции атмосферы и океана, почувствовал вкус к решению интересных задач динамики погоды и климата.
– Какие глобальные (первостепенные) вопросы/проблемы сейчас стоят перед РАН в сфере Наук о Земле?
Сфера наук о Земле очень велика. Ведь это и геология, и геохимия, и геофизика, горные науки, гидрология суши, океанология, география и наша физика атмосферы. Если говорить в целом, то во всей истории человечества до последнего времени его взаимодействие с природой, с Землей сводилось к борьбе с природной стихией, к защите от природных явлений и весьма скромному пользованию природными ресурсами. Но последний век кардинально отличается от всей предыдущей истории. Впервые человек оказался в состоянии существенно влиять на природу, на биоразнообразие, состав и циркуляцию атмосферы и океана, ландшафты суши и даже на состав верхнего слоя земной коры. Эту новую эпоху называют эпохой антропоцена. Поэтому наряду с остающимися актуальными задачами наук о Земле – понять процессы, протекающие во всех оболочках нашей планеты и их взаимодействие, получить от природы ресурсы и защититься от негативных воздействий природы – появились новые важные задачи по выявлению степени воздействия человека на природу и по защите природы, и самого человека, как ее части, от таких воздействий.
– Какая научная задача является Вашей первостепенной?
Таких задач несколько: понимание механизмов формирования экстремальных погодных явлений, предсказуемости погодных аномалий и причин ускоренных изменений климата (порогов неустойчивости).
– Что бы вы посоветовали молодым учёным, начинающим свой путь в науке?
Относиться к науке как к увлекательному пути познания, возможности для творчества и самореализации, а не как к работе на заказ – «измерял, посчитал, нарисовал, что просили». Есть хорошая цитата заслуженного профессора Московского университета конца 19 века Н. А. Умова: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Больше читайте статей и книг. Постарайтесь узнать историю развития познания в вашей области науки. Это не только полезно для глубины понимания, но может послужить и хорошим источником новых идей, ведь новое – это порой хорошо забытое старое.
– Наука: профессия или призвание?
Для меня занятие наукой – это, конечно, профессия. Ведь все мы научные сотрудники. Но это и призвание как реализация профессии свойственной человеку тяги к творчеству.
Источник: ИФА РАН.