Состоялось открытие IV Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
5 июня 2024 г.
4-го июня в подмосковном Видном состоялось открытие IV Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике».
Школа организована Геофизическим центром РАН (ГЦ РАН) при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках проекта № 21-77-30010 «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта».
Предлагаемый проект нацелен на решение фундаментальных задач геофизики для Арктического региона Российской Федерации по следующим четырем направлениям:
1. Исследование электромагнитных процессов околоземной среды и воздействий космической погоды на технологические системы;
2. Исследование крупных геологических структур и осадочных бассейнов на основе комплексного анализа гравитационного поля и других геофизических данных;
3. Оценка сейсмической и иных геодинамических опасностей в районах перспективного развития инфраструктуры российской Арктики;
4. Исследование климатических процессов, критичных для развития железнодорожной инфраструктуры.
Задача школ, проводимых в рамках проекта, – познакомить слушателей с последними достижениями в области комплексного изучения Арктики, предоставить им возможность лично познакомиться с ведущими учеными в интересующих их областях. Программа школы составлена с учетом пожеланий слушателей, которые были ими озвучены на панельных дискуссиях прошлых мероприятий, и, как обычно, включает в себя лекции по актуальным исследованиям в области геомагнетизма, сейсмологии, гидрологии, космической погоды, геоинформатики, океанологии, климатологии и транспорта.
В этом году в школе принимают участие 40 слушателей. В отличие от предыдущих мероприятий, в этот раз больше аспирантов и молодых ученых, 7 из которых уже имеют степень кандидата наук. Участников поприветствовал секретарь Программного комитета школы Роман Игоревич Краснопёров.
В своем приветственном слове председатель Программного комитета член-корреспондент РАН Анатолий Александрович Соловьёв отметил широкую географию слушателей и строгий конкурсный отбор на школу, подчеркнув, что: «Цель школы – не рассказать всем обо всем, а рассказать избранным о некоторых важных научных результатах». С такой же тщательностью, с какой отбирались слушатели, составлялась и программа школы, чтобы сделать акцент на необходимости комплексного изучения природных явлений в высоких широтах для объективной оценки возможных рисков при ее освоении. Лекционная программа учитывает мультидисциплинарный подход к изучению природных процессов от ядра Земли до ее околоземного пространства на всем временном отрезке ее жизни. Задачи, которые ставили перед собой организаторы школы, – рассказать, как фундаментальные результаты находят свое применение в прикладных решениях, какие тренды в науках о Земле существуют в плане изучения Арктики и познакомить участников с некоторыми выдающимися результатами в этой области.
Председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики академик РАН Алексей Джерменович Гвишиани посвятил свое приветственное слово истории изучения Арктического региона, отметив вклад ученых и научных организаций прошлого и современности в этот процесс. Свое выступление он начал с призыва почтить память самого известного российского исследователя Арктики, Артура Николаевича Чилингарова, ушедшего из жизни 1 июня. Выдающийся ученый-океанолог руководил сверхдальним перелетом многоцелевого вертолета, участвовал в открытии долговременной дрейфующей станции «Северный полюс-32» и погружением глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», был руководителем научной экспедиции на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу и трансконтинентального перелета «Ил-76» в Антарктиду.
Алексей Джерменович подчеркнул важность взаимодействия науки и реального сектора экономики для развития технологий в современном мире: «Наука и практика – должны быть двумя сторонами одной медали».
От имени индустриального партнера ГЦ РАН в этом проекте собравшихся поприветствовал член-корреспондент РАН, научный руководитель Российского университета транспорта Игорь Наумович Розенберг. Он подчеркнул важность, актуальность и перспективность темы, выбранной для проекта 4 года назад. Природные процессы оказывают сильное влияние на системы связи, автоматики, телемеханики железнодорожной инфраструктуры, и изучение этого влияния позволяет сделать эксплуатацию железнодорожного транспорта более безопасной. Учитывая хорошие результаты, полученные за 4 года проекта, и их важность, Игорь Наумович высказал надежду на продолжение проекта и на расширение изучения влияния природных процессов на весь транспортный комплекс и транспортную инфраструктуру. Также он отметил важность привлечения к этому процессу молодых ученых: «Необходимы нестандартные решения давно известных задач».
Первую лекционную сессию школы открыл руководитель проекта РНФ д.ф.-м.н., профессор Вячеслав Анатольевич Пилипенко лекцией по гелиогеофизике «Как Солнце воздействует на электромагнитную "погоду" на Земле?». Докладчик подчеркнул, что геофизические процессы, происходящие на Земле, тесно связаны с физическими явлениями, происходящими на Солнце. Так как Земля «живет» в короне Солнца, из которого постоянно истекает поток плазмы, ее атмосфера зависит от космической погоды. Космической погодой называют совокупность явлений, происходящих в верхних слоях земной атмосферы, в ионосфере и околоземном космическом пространстве, а также данные о состоянии Солнца и данные о потоках частиц, о межпланетном магнитном поле.
Явления космической погоды: солнечная радиация, солнечный ветер, магнитные бури, солнечные вспышки влияют на распространение радиоволн – могут изменять орбиты спутников и влиять на работу линий электропередачи.
Продолжил сессию д.ф.-м.н. Владимир Эммануилович Павлов – профессор, заведующий лабораторией Главного магнитного поля и петромагнетизма Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (ИФЗ РАН). Владимир Эммануилович – один из ведущих российских специалистов в области такого явления, как палеомагнетизм – свойство горных пород записывать характеристики геомагнитного поля времени их формирования. В своей лекции «Скорость формирования Сибирской трапповой вулканической провинции (Норильский регион, Тунгусская синеклиза) и проблема массовых вымираний в истории планеты» ученый рассказал о том, как связаны крупные магматические события и массовые вымирания в истории Земли.
В западной части Среднесибирского плоскогорья южнее полуострова Таймыр располагается плато Путорана, которое образовалось после извержения супервулкана 252 млн лет назад. Застывшая лава сформировала базальтовые породы, которые часто именуют сибирскими траппами. Сторонники вулканической теории вымираний считают извержения базальтовых вулканов причиной великого пермского вымирания – самой крупной катастрофы биосферы в истории Земли.
Первый день завершился приветственным фуршетом, на котором участники школы познакомились друг с другом и с лекторами.
Корреспондент: Екатерина Соловьёва.
Читайте также:
- Третий и четвертый дни IV Всероссийской школы молодых ученых
- Второй день IV Всероссийской школы молодых ученых
- Роман Краснопёров: Наша задача – познакомить слушателей с последними достижениями в изучении Арктики
Метки: ГЦ РАН, Школа молодых ученых