Академик РАН Пущаровский: «Онлайн лекции лишены искусства»
14 мая 2020 г.
Условия самоизоляции потребовали от вузов перехода на онлайн преподавание. В чем особенности лекций онлайн, готовы ли к такой форме студенты и преподаватели и кто уже никогда не откажется от интернет-образования рассказывает профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАН Д. Ю. Пущаровский.
Дмитрий Юрьевич Пущаровский – декан геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с 2002 г. Академик РАН, заслуженный деятель науки РФ. Профессор, читает курсы по рентгенографии минералов, минералогической кристаллографии и т.д. Лауреат премии МГУ им. М. В. Ломоносова за преподавательскую деятельность. В качестве руководителя геологического факультета курирует геологическое образование в 27-ми классических университетах РФ. Председатель учебнометодического объединения по наукам о Земле (входят более 240 российских вуза, занимающихся подготовкой геологов, географов и учителей географии).
– Дмитрий Юрьевич, оказались ли преподаватели и студенты готовы к формату онлайн обучения?
– В принципе, при тех возможностях, которые сегодня есть, я могу сказать, что весь учебный процесс закончен, лекции были прочитаны, и даже были проведены практические занятия. Конечно, занятия, связанные непосредственно с лабораторными экспериментами – это отдельный вопрос, его мы будем потом наверстывать. Но содержательная часть курсов была завершена успешно. Вот, как-раз сегодня я принимал экзамены и уже вижу, что наши старания не пропали зря. Но есть часть обучения, где онлайн формат просто невозможен.
На полевых факультетах занятия всегда заканчиваются раньше, с тем чтобы в июне началась практика, которая на разных специальностях длится от полутора до двух месяцев. В этом году нам остается только надеяться, что ситуация позволит нам провести практику пусть чуть позже, но в том объеме, в котором это бывало в предыдущие годы.
Что касается наличия необходимых гаджетов у студентов – современную жизнь трудно представить без смартфонов и ноутбуков. Наши студенты с дошкольного возраста в курсе всех инноваций. Вполне естественно, что они отлично знают новейшие технические способы коммуникаций. Так же, как и преподаватели факультетов, связанных с новейшими технологиями – к примеру, физико-математических. Преподаватели на нашем факультете также подтянули свои знания в области цифровизации.
Лично для меня переход на онлайн-обучение не был драматичным. Последние годы я преподаю, используя разнообразные технические средства обучения, в том числе видеопрезентации. Я представляю экспериментальное крыло в геологической науке. С начала моей научной карьеры, а это, считайте, с конца 60-ых годов, компьютерные расчеты и общение с компьютером было необходимым элементом научного поиска. Поэтому я лично не испытал на себе проблем и сложностей. Мне кажется, я справился с этим. Я бы назвал вынужденное активное внедрение в повседневную вузовскую жизнь новых онлайн форм преподавания одним из безусловных плюсов пандемии.
– Какие еще положительные моменты выявились в процессе онлайн обучения?
– К положительным эффектам я бы отнес необходимость очень жесткого структурирования темы курса и лекций. В этом я вижу определенный плюс. Когда вы один на один с экраном, нет возможности делать какие-либо отступления, вы не отвлекаетесь на ответы на вопросы, вы читаете лекцию, придерживаясь основной линии. Любое отступление от лейтмотива вашей темы без контакта с аудиторией выглядит несколько нелепо. Так что онлайн просто идеален для донесения смысла.
Но, сразу хочу сказать, общение в устной форме намного богаче. Ведь, кроме смысловой части лекций, студентов, все-таки, учат, как делается наука. Это – чрезвычайно важно. Ведь очень часто научный поиск – путь абсолютно нелинейный. Ничто не заменит прямого общения, когда есть прямой контакт и ты видишь глаза слушателей. Лекция, с моей точки зрения – это искусство. Не случайно в Древнем Риме научные трактаты писались в стихах – тем самым подчеркивалась связь науки и искусства. При онлайн преподавании этот элемент гораздо слабее может быть представлен. Но содержательная часть должна быть более продумана и структурирована.
– По завершении пандемии, останутся ли в практике вузовского преподавания элементы онлайн обучения?
– Когда в прошлом году мы провели опрос, что бы предпочли наши студенты – онлайн обучение, или классическую университетскую форму лекций, подавляющее большинство высказалось за классическую форму. Значит, им это тоже интересней.
Но онлайн преподавание, видимо, уже не уйдет из нашей обычной практики и будет, несомненно, развиваться. Здесь вполне возможно сочетание двух форм подачи материала. Может быть, имеет смысл ввести в практику обязательное выкладывание лекций в интернет.
Если говорить о себе, то я планировал на протяжение нескольких лет, чтобы обобщить и структурировать весь материал по одному из моих курсов и написать учебник, выставленный для студентов онлайн, как было с моим предыдущим учебником. Пандемия подтолкнула меня к реализации этого плана.
– Сегодня активно обсуждаются негативные стороны цифровизации общества. Как Вы считаете, является ли онлайн обучение признаком социального неравенства?
– В нашей стране образование очень демократическое. По крайней мере, МГУ все годы своего существования – а в 2025 году университет отмечает 270 лет – был славен именно таким демократическим образованием. Еще М.В.Ломоносов сказал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» и мы попрежнему и сегодня следуем этому принципу, принимая абитуриентов на обучение
наукам не по родителям и статусу, а по данным и способностям. Так что я бы не стал проводить такие социальные границы между очным и онлайн образованием.
На самом деле, вопрос в другом – в некоторых возрастных группах продолжается интерес к науке и другим каким-то направлениям, возможно несвязанными с базовым образованием. Онлайн обучение позволит интересоваться людям другими областями знаний. В этом есть определенный смысл. Но профессиональное образования, я считаю, без очного прямого контакта, без лабораторных занятий невозможно. А все естественные науки строятся на практических и лабораторных занятиях. Я не могу представить себе, например, геолога, подготовленного только путем онлайн или только в стенах вуза. Крайне необходимы полевые практики, лабораторные занятия.
Обучение вообще на 90% состоит из трудолюбия. Я имею счастье много общаться с академическим сообществом, и мне запомнилось, как один из моих коллег, в ответ на поздравления с научными достижениями, сказал: «Я просто каждый день ходил на работу». И мне это очень понятно. Если в человеке есть такой комплекс качеств, как организованность, интерес и мотивация, то он обречен быть успешным в науке.
Я ни в коем случае не хотел бы, чтобы ситуация с пандемией повторилась – рассматривать ее как стимул для прогресса сложно. Конечно, то, что в результате происходит в связи с возникшими в последние недели проблемами – это не то, к чему мы привыкли на протяжении столетий, воспитывая исследователей, инженеров и других специалистов. Но в этой ситуации было найдено правильное решение. То, что можно было сделать – было сделано.
Беседовала Татьяна Пономаренко