Особенности полночной рыбалки на Новой Земле
(заметки небескорыстного эколога)
Это маленькое событие произошло еще в те далекие времена, когда слово "экология" означало только то, что оно действительно означает, а именно, "науку о взаимодействии живой и неживой природы" (Эрнст Геккель), и ничего более. В те годы нынешнее расхожее выражение "плохая экология" воспринималось бы, например, так: "в этом регионе вызывает тревогу состояние тригонометрии".
Поэтому командование военно-морского флота заключило с одним из научных учреждений гидрометеослужбы договор на проведение "Радиационно-биологического обследования островов Новая Земля". Трехгодичная (1976–78 гг.) тема получила по-армейски изящное наименование "Топь". Заказчика интересовало, как изменилась радиационная обстановка на полигоне за 15 лет, прошедших после прекращения испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой.
Ваш покорный слуга, в те времена младший научный сотрудник института, волею обстоятельств, стал научным руководителем работы. Эти годы оставили незабываемые впечатления. Три роскошных полевых сезона. Полярный день. Все живое трогательно спешит за два коротких летних месяца совершить весь предназначенный жизненный цикл. Знаменитые птичьи базары. Стада диких оленей. Щенки песцов, выбравшиеся из норы поиграть на теплой земле. Белый гриб, победно возвышающийся над карликовым березовым лесом. Сказочный полуночный полет пары лебедей, пересекающий огромный солнечный диск, слегка касающийся горизонта. И, конечно, белые медведи, которых так интересно погонять на вертолете. Впрочем, вертолетов они совершенно не боятся.
Все эти впечатления, как дорогие подарки, получены при многодневных маршрутных съемках и обследованиях испытательных полей, когда на гусеничных транспортерах, когда на вертолетах. Увлекательные рыбалка и охота (т.е., я хотел сказать — отбор проб биообъектов, при наличии официального разрешения Минсельхоза) с целью определения содержания в них радионуклидов. Некоторые из этих биообъектов первоначально подвергались придирчивому органолептическому анализу — по запаху и вкусу (наверное, в любом виде профессиональной деятельности можно разглядеть корыстные мотивы).
Перейдем к теме повествования, вынесенной в заголовок. Что самое вкусное на Новой Земле? Для любого, побывавшего в этих местах, вопрос риторический: конечно, Голец. Голец — род рыб семейства лососевых. Хищник, сильный и агрессивный, но очень вкусный, особенно в малосольном виде. По общему мнению, голец вкуснее черной и красной икры, креветок и кальмаров, японских суши и бычков в томате вместе взятых. Среди жителей Новой Земли голец — это предмет мистического поклонения, универсальное средство обмена, более универсальное, чем этанол в разной степени разбавления. Это лучшее украшение стола, лучший подарок, лучшее "подношение" начальствующему лицу, ожидаемое и желанное.
Итак, лето 1978 года. Мы, с Александром Федоровичем Н., были приглашены на выездную рыбалку, организованную гарнизонным обществом охотников и рыболовов. Около трех десятков мужиков и несколько женщин погрузились в морской катер и отбыли из столичного поселка Белушка на юг по Баренцеву морю вдоль побережья Новой Земли. Через несколько часов довольно утомительного плавания прибыли на место и причалили в протоке, соединяющей цепочку пресноводных озер с морем. Там на берегу был оборудован причал и сооружено некое строение, которое можно именовать бараком. Внутри размещены пара десятков солдатских коек без матрацев.
Уставший после морского путешествия народ ввалился в барак и быстренько расхватал койки, которых оказалось меньше, чем прибывших. Нам с А.Ф. досталась одна койка на двоих с рваной и проваленной сеткой. Высиживать на ней не имело никакого смысла.
— Пошли?
— Пошли.
Выходим наружу. Примерно полночь, серенькие сумерки, накрапывает дождь. Идем по песчаному берегу озера, навостряя спиннинги. Один заброс, второй, третий, четвертый. И вдруг — есть! Еще два-три заброса. Есть! Есть! Берем по пять-шесть рыбок на каждого, примерно одного размера: около 1,5 кг.
Из барака потянулись первые отдохнувшие. Увидев разложенный на песке улов, мужики издавали неопределенный звук, означавший удивление и досаду, и пристраивались рядом. Скоро стало совсем тесно. Того и гляди, зацепишь блесной соседа, или он тебя. И как отрезало. Видно, стайка гольцов испугалась и отошла от берега.
Мы собираем в рюкзачки свой улов и отправляемся дальше вдоль озера, потом по каменистому берегу протоки к следующему озеру. Погода постепенно улучшается, даже светит солнышко. Но на новом месте рыбалка не заладилась. Только по одной рыбке. И все время тревога на душе — очень не хочется повстречать белого медведя. Если у зверюги серьезные намерения, шансы выжить нулевые. Из оружия только три крючка на блесне. Да и был бы даже карабин за плечом, разница не велика. Есть прецеденты, сам был свидетелем.
Когда в десятый раз задаешь себе вопрос: "Вот появляется мишка на гребне ближайшего холма. Твои действия?", становится совсем не уютно (и он все-таки появился, но об этом чуть позже).
Возвращаемся. И видим следующую картину: весь наличный состав с интервалом в два метра выстроился вдоль берега и азартно хлещет блеснами по воде. И, по-видимому, с минимальным результатом. Почти расталкивая плечами любителей рыбалки, подходим к воде, забрасываем и одновременно с А.Ф. вытаскиваем еще по одному гольцу под завистливо-неодобрительными взглядами остальных участников процесса.
Чувствуем, обстановка накаляется. Пора заканчивать, собираем свои вещички и отходим подальше чистить пойманную рыбу.
И тут на вершине холма, прямо над бараком и причалом, появляется медведь (медведица?). Это явление вызывает у общественности неподдельный восторг: самые смелые начинают швырять в животное остатки продовольственных припасов с явной целью подманить его поближе. Остальные расположились у подножия холма, фотографируя и наблюдая за происходящим. Мишка сожрал все, что ему накидали, повернулся и с достоинством удалился. М-да.
Так завершилась моя, пожалуй, самая удачливая рыбалка. Мы с А.Ф. поймали едва ли не больше, чем остальные участники мероприятия все вместе. И снасть у нас была самая неказистая даже по тем временам. Такое везение случается в жизни не часто.
Просто это был НАШ ДЕНЬ.
Но на рыбалку нас больше не приглашали.
Не могу упустить возможность донести до общественности основной вывод по результатам обследования радиационной обстановки на полигоне Новая Земля, который можно рассматривать как модель территории, подвергшейся массированному ядерному удару.
Всего на Новой Земле с 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года (до объявления действующего моратория) было проведено 132 ядерных взрыва. Из них 87 атмосферных, в том числе 80 воздушных (включающих, по меньшей мере, 7 испытаний мощностью свыше 20 мегатонн), 3 подводных, 3 надводных и 1 наземный ЯВ.
Испытания осуществлялись на трех технологических площадках: губа Черная (зона А — серия атмосферных ЯВ, 3 подводных и 6 подземных ЯВ в скважинах); пролив Маточкин Шар (зона В — 36 подземных ЯВ в штольнях); полуостров Сухой Нос (зона С — серия воздушных ЯВ). Самый интенсивный период испытаний на Новой Земле приходится на 1958 г. (26 взрывов в атмосфере и под водой), 1961 и 1962 гг. — 24 и 36 испытаний соответственно, все в атмосфере.
Природе Заполярья, такой чувствительной к внешнему воздействию, где следы от гусениц сохраняются во мхе более тридцати лет, понадобилось всего пятнадцать лет, чтобы практически полностью поглотить и скрыть последствия страшных ударов ядерных взрывов. Среди мхов и болот даже с вертолета сложно разыскать эпицентры прошлых испытаний. Зачастую только ржавые остовы танков и самолетов, да замшелые бетонные капониры указывают на расположение испытательных площадок.
Наверное, этот вывод достаточно тривиален: природе человек не нужен, и, если ей не мешать, она довольно легко справляется с тем, что он натворил.
После выхода итогового отчета по теме "Топь" непосредственное руководство в мягкой форме отметило, как теперь принято говорить, недостаточную политкорректность сделанных выводов. Оно и понятно. В те далекие времена в моде была борьба за мир и всеобщее ядерное разоружение. И тут вылезает какой-то м.н.с. и заявляет, что если случится ядерная война, то не будет природной катастрофы, выжженной земли, отвратительных мутантов и прочих ужасов. Что пройдет немного лет, и все возвратится к первозданному состоянию.
А вот что будет с человеком и человечеством, это уже нам самим решать. Хозяин — барин.
Радиационно-экологические обследования полигона продолжались и в последующие годы исследовательскими группами разной ведомственной подчинённости, примерно с одним и тем же результатом.
- Представляется целесообразным привести здесь основные выводы Сводного заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы Минэкологии РФ по материалам обследования архипелага Новая Земля и прилегающих к нему территорий (1992 г.):
- "Новоземельский полигон в период интенсивных атмосферных и подводных ядерных испытаний, проводившихся в 1955–1962 гг., оказал негативное радиационное воздействие на радиоэкологическую обстановку на Крайнем Севере. Ретроспективно восстановить дозовые нагрузки на население прилегающих к полигону территорий не представляется возможным. Не выявлено влияние подземных ядерных взрывов, проводившихся на Новой Земле с 1964 г., на изменение радиационной обстановки на прилегающих к архипелагу Новая Земля территориях. Для проведения ретроспективного и перспективного анализа влияния ядерных испытаний на Новоземельском полигоне на окружающую среду и человека представленных материалов обследования недостаточно.
- Анализ геологических и гидрогеологических условий в зонах проведения подземных ядерных испытаний на архипелаге Новая Земля ...показывает принципиальную возможность производить практически чистые для окружающей природной среды подземные ядерные взрывы ограниченной мощности. Однако это не исключает необходимость совершенствования системы радиационного контроля, в том числе за возможными инфильтрационными явлениями после проведения испытаний.
- Общая экологическая обстановка в районе архипелага Новая Земля является относительно благоприятной для обитающих там представителей животного и растительного мира. Сведения о вредном воздействии подземных ядерных взрывов на окружающую среду, широко распространенные в отечественных средствах массовой информации, объективно не подтверждаются".
А. Б. Иванов