В РАН обсудили реализацию российской лунной программы до 2060 года

10 июля 2025 г.
7 июля в Российской академии наук состоялось заседание руководства Совета РАН по космосу с участием приглашенных членов бюро и Совета и представителей организаций.
Во вступительном слове президент РАН, председатель Совета РАН по космосу академик РАН Г. Я. Красников напомнил, что в конце июня 2025 года президент России В. В. Путин утвердил национальный проект «По развитию космической деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Составной его частью является федеральный проект «Космическая наука».
«Российская академия наук будет очень внимательно относиться к работе по этому проекту, к тому, какие действия должны предпринять наши академические институты и предприятия "Роскосмоса", так как мы формируем управление этим проектом», – подчеркнул он.
В ходе заседания глава РАН предложил сосредоточиться на вопросах освоения Луны с позиции долгосрочной перспективы и с учетом развития робототехники. Робототехника развивается на стыке многих наук – электроники, ИТ-технологий, новых материалов и других. Необходимо проанализировать динамику и сравнить разные элементы, которые, возможно, дадут определенное преимущество в будущем.
В заседании приняли участие вице-президент РАН академик РАН С. Л. Чернышев, председатель Научно-технического совета Государственной корпорации «Ростех» Ю. Н. Коптев, специальный представитель президента России по вопросам международного сотрудничества в области космоса, заместитель генерального директора ГК «Роскосмос» С. К. Крикалёв.
Председатель комиссии Совета РАН по космосу «Реализация российской лунной программы», руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН д.ф.-м.н. И. Г. Митрофанов представил доклад с промежуточным отчетом комиссии по исследованиям Луны на долгосрочную перспективу до 2060 года.
И. Г. Митрофанов отметил, что Россия получила в наследство от СССР выдающиеся достижения в изучении и освоении Луны. При этом сегодня между США и Китаем разворачивается серьезная «лунная гонка», а в дальнейшем возможна конкуренция и с участием других стран.
«Сегодня лунные проекты – это фактически половина той программы "Космическая наука", которая входит в национальный проект по космическому развитию. И на рубеже 2050–2060-х годов, когда развернется основная конкуренция за лунные территории и природные ресурсы, Россия должна обладать паритетом с США и Китаем по освоению Луны. Это главная цель Российской лунной программы. Освоение Луны – это дорога в неизведанное. На Луне будут получены новые научные знания, обнаружены новые возможности их практического применения. РАН должна играть ведущую роль в осуществлении лунной программы», – убежден он.
И. Г. Митрофанов рассказал об общем контуре развития лунных проектов до 2036 года и выразил надежду, что он станет основой для будущей программы «Луна-60». На первом этапе (2026–2031 годы) необходимо реализовать проекты, связанные с:
- орбитальным космическим аппаратом «Луна-26»: глобальный обзор поверхности, исследования верхней экзосферы, радиоканал Земля / орбита / Луна;
- полярными посадочными КА «Луна-27,1» и «Луна-27,2»: состав реголита, оценка массовой доли воды, теплофизические процессы и радиация на полюсах, динамические процессы в полярной экзосфере.
Второй сегмент этого программного периода – разведка с перспективными автоматическими космическими аппаратами (2026–2036 годы). Это следующие миссии, которые должны начать развитие науки и технологий с целью создания российского лунного полярного полигона (далее РЛПП). К ним относятся:
- орбитальный КА «Луна-29» (дистанционные исследования Луны, высокоинформативная связь с Землей);
- посадочный КА «Луна-28» с возвращаемым КА и исследовательскими модулями (возврат полярного вещества, возврат биологических объектов, возврат образцов 3D-печати из реголита, обзор территории в районе посадки, мониторинг радиационного фона);
- «Луна-30» с тяжелым луноходом (разведка свойств территории РЛПП);
- «Луна-32» с обсерваторией на РЛПП (астрономические и биологические исследования);
- «Луна-31» с аппаратом Корвет (разведка уникальных районов).
Третий сегмент – синергия экспедиций и автоматов (2026–2036 годы). В этот программный период достижение целей и задач лунных исследований должно стать началом разработки «Концепции Российской лунной программы до 2060 года» под эгидой РАН с участием ГК «Роскосмос»
И. Г. Митрофанов перечислил основные задачи российской лунной программы в долгосрочной перспективе:
- расширение программы научных исследований, технологии использования полярного льда, инфраструктура обеспечения экспедиций, обеспечение электроэнергией от ЛЭС, лунная глобальная связь и навигация;
- разработка РН и орбитальных буксиров;
- лунные испытания/применение ЛПТК и ЛВПК: полёты экипажей на окололунную орбиту, полеты экспедиций на РЛБ-Ю и РЛБ-С, совместные эксперименты с автоматами;
- привлечение в программу бизнес-сообщества;
- сотрудничество с другими странами под эгидой России.
В заключение И. Г. Митрофанов озвучил предложения экспертной комиссии Совету РАН по космосу. Одно из них – сформировать рабочую группу с участием «Роскосмоса» и других заинтересованных сторон для разработки Программы «Луна-60» на основе концепции синергии пилотируемых и автоматических проектов. Должны учитываться перспективы научных исследований, разработок пилотируемых комплексов, средств ядерной энергетики и возможностей частно-государственного партнерства.
Как отметил С. К. Крикалёв: «Важно, что за последние несколько лет мы пришли к понятию синергии, так как до этого наблюдалось определенное противопоставление – пилотируемая космонавтика или автоматы. Сейчас же мы формализуем, что синергия автоматов и человека наиболее эффективна».
Далее с докладом о предложениях по российской программе исследования и освоения Луны руководитель РНТЦ РКК «Энергия» А. А. Лобыкин. Он подробно остановился на двух целях лунной программы: освоении ресурсов Луны для использования на Земле (в том числе редких и редкозмемельных металлов) и освоения Луны для отработки технологий жизни вне Земли с использованием внеземных местных ресурсов.
По его словам, дальнейшее освоение Солнечной системы сделает возможным интеграция уже отработанных технологий и технологий, которые предстоит разработать для использования в лунной программе. Это длительное хранение криогенного топлива, межорбитальные многоразовые буксиры, сверхточная автоматическая посадка, автономные роботы-луноходы, замкнутая биологическая СОЖ и радиационная защита.
А. А. Лобыкин представил дорожную карту освоения Луны с ключевыми этапами:
- выбор района строительства лунной базы (2027–2030 годы);
- создание пилотируемой транспортной системы (после 2036 года);
- подготовка к развертыванию лунной базы (+5 лет);
- строительство лунной базы и программа научных исследований (+10 лет);
- использование ресурсов Луны (+20 лет).
Для доставки пилотов на поверхность Луны предлагается рассмотреть возможность создания ракеты меньшего класса, полусверхтяжелого, на базе существующих технологий и ракеты «Союз-5». Ее полет планируется в декабре этого года. Также спикер рассказал, что в рамках совместных работ РКК «Энергия» и Института космических исследований РАН в прошлом году проведена интеграция автоматической и пилотируемой программ.
Г. Я. Красников отметил, что считает целесообразным формирование экспертной группы, куда были бы включены представители самых разных научных дисциплин и разных отделений РАН. «Этот подход обусловлен большим временным горизонтом, на котором рассматривается программа, и динамикой ее развития. При этом необходимо с установленной периодичностью проводить коррекцию программы», – подчеркнул он.
Источник: РАН.